В российском обществе существует несколько стереотипов относительно детей мигрантов. Принято считать, что дети гастарбайтеров тормозят процесс школьного обучения. Они всегда плохо говорят на русском, как следствие, плохо учатся и мешают остальным. Поэтому для них следует организовать отдельные школы, в которых бы они смогли выучиться русскому языку и русской культуре. Исследователи из научно-учебной лаборатории социологии образования и науки НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) решили проверить, насколько эти представления соответствуют действительности, и опросили восемь с половиной тысяч школьников из 127 школ Санкт-Петербурга. Также опрос проводился среди учителей и родителей. Slon публикует список развенчанных мифов.
Миф №1: дети приезжих заполнили российские школы; их особенно много в начальной школе
По данным социологов, всего лишь 6,8% детей – это так называемые заметные меньшинства, то есть такие люди, которых общество в повседневной жизни воспринимает как чужеземцев, несмотря на то, что это могут быть не только приезжие из Средней Азии, Закавказья, но и жители республик Кавказа, то есть граждане России. При этом ⅕ часть этой цифры – армяне, ⅙ – другие этнические группы: из 419 классов, в которых проводилось анкетирование, лишь только в 80 классах училось трое или более детей, относящихся к «заметным меньшинствам».
То есть, оказалось, что утверждение о том, что большое количество детей мигрантов учится в младших классах (и это, в свою очередь, создает трудности и для учителей, и для учеников) ошибочно. Как в начальной, так и в старшей школе обучается всего лишь 1% таких детей. Но, возможно, в некоторых школах действительно количество детей приезжих может быть выше: такой эффект «случайных волн» встречается, когда в одной параллели обучается много детей мигрантов, а в другой их совсем нет.
Миф №2: в российских школах учатся, в основном, так называемые «выходцы с Кавказа»; почти все дети мигрантов плохо говорят по-русски
В семьях петербургских школьников считаются родными 44 разных языка. Кроме русского, чаще всего говорят на азербайджанском, армянском, украинском, грузинском, узбекском, таджикском, белорусском, лезгинском, киргизском, татарском, осетинском, аварском, молдавском, казахском (языки приведены в порядке убывания частоты). При этом многие дети, в чьих семьях говорят на азербайджанском, армянском, грузинском, кабардинском, лезгинском, таджикском, узбекском, киргизском языках, считают себя русскими – таких 23,6%. Эта цифра, по мнению авторов исследования, говорит о том, что с одной стороны, в условиях недружелюбного отношения к мигрантам в обществе дети стремятся продемонстрировать желание ассимилироваться. Но в то же время, возможно, у детей есть собственное представление о единой, гражданской нации. Например, девочка-азербайджанка сказала: «Через месяц я получаю русский паспорт и буду русская». То есть дети не знают слова «россияне», а «гражданин России» и «русский» – для них синонимы.
Как себя назвали дети:
Русские 23,6 %
Азербайджанцы 20,3 %
Армяне 14,8 %
смешанные самоназвания 7,1 %
Грузины 6,4 %
Узбеки 4,6 %
Таджики 4 %
Лезгины 2,6 %
Мусульмане 1,5 %
Кавказцы 1,3 %
Осетины 1,3 %
Киргизы 1,3 %
Калмыки 1 %
Дагестанцы 0,8 %
Чеченцы 0,8 %
Аварцы 0,8 %
Казахи 0,8 %
Даргинцы 0,7 %
Кабардинцы 0,7 %
Карачаевцы 0,7 %
Буряты 0,7 %
другие самоназвания 4,3 %
Миф №3: дети мигрантов учатся гораздо хуже, чем остальные дети
Ученые также проанализировали успеваемость детей мигрантов. Причем сделали они это в четырех типах школ: гимназиях, лицеях, специализированных и обычных учебных заведениях – малочисленных и многочисленных. Выяснилось, что ни в одном из типов школ дети мигрантов не учатся хуже или лучше других. В свою очередь опрошенные учителя сказали, что дети мигрантов стремятся учиться и слушаются педагогов. В одной из частей исследования отношение учеников к образованию нужно было охарактеризовать одним утверждением, например: «Учеба в школе – это напрасная трата времени»; «Можно достичь успеха в жизни, даже если плохо учишься», «Я готов ездить в школу далеко от дома, лишь бы она была хорошая» и т.д. Как оказалось, уровень «антишкольной культуры» у детей мигрантов ниже, чем у их одноклассников, а мотивация к учебе, напротив, выше.
Авторы исследования предполагают, что на успеваемость может влиять возраст ребенка в тот момент, когда он начал учиться в школе и переехал в Петербург. Как оказалось, все дети, родившиеся в Петербурге, учатся одинаково, независимо от их этнического происхождения. Также нет различий в успеваемости между этническим большинством и меньшинством среди детей, привезенных в дошкольном возрасте. Но те подростки, которые переехали в возрасте старше 7 лет, действительно учатся хуже, нежели русские сверстники. Возможные причины этого – адаптация, стресс из-за недавнего переезда и недостаточное знание языка.
Миф №4: русские дети и дети мигрантов плохо взаимодействуют между собой
Как дружат и как общаются между собой дети разных национальностей, изучали при помощи анкет и интервью. Для более четкого результата исследование проводили только в тех классах, где число мигрантов было больше трех – таких классов оказалось всего 80 из 419. Результаты общения детей в классе были обработаны с помощью специальных методов сетевого анализа. Так, выяснилось, что детям, относящимся к этническому большинству, все равно, кто их друзья по национальности и откуда они приехали. Дети-мигранты, напротив, если у них есть возможность выбора, стараются общаться с другими мигрантами. При этом друзья любой национальности, как правило, обладают сходным уровнем антишкольной культуры. Социологи не выявили также никакого влияния социально-экономического статуса семьи ребенка на его отношения.
Источник: slon.ru/russia/mify_o_detyakh_migrantov_v_rossiykoy_shkole-715029.xhtml
Светлaнa
Не надо подтрунивать над человеком по болезненным для него темам. Я забаню просто и все.
Джинни Джоу
я не понимаю, что значит, была??????? что значит - нет человека? Вы нормальная?
Туманова
Ой..какая ава замечательная, и образ просто великолепный!!!!!!!!!
Туманова
Фуууууууууу, какая образина?! Красавицааааааааа, так все к лицу, вот шляпка прям образ создала..оооооооочень красиво, жаль покрупней фото не посмотреть!
В новом углу
Да что все на меня набросились! Я нормально к ней относилась между прочим.
Елена333
притом, что сначала нужно думать, а потом говорить/писать...
Джинни Джоу
угу, и будем вспоминать.... когда захочется что-то спросить, а не у кого... и позвонить никак.. некому.
_Настасья_
Нет, я вообще несколько дней на сайте не была
Светлaнa
Не злюка вернулась. Даже в этой теме была... Так что отучайте себя от поверхностных выражений.
Светлaнa
Кто знает... Может аист принес:))) Сейчас глобальное потепление везде, аисты могли с курса сбиться)))) Летели в Дагестан или Чечню, а прилетели к нам)))
Если серьезно, то, мы с Вами не знаем точно, как дела обстоят в Санкт-Петербурге...
Работа делает свободным
Вот видите, Вам ответить нечего. Когда я учился (а я учился как Вы знаете недавно) у меня в группе был один (1) карачаевец. В параллельной двое.
Сейчас таких в классе десятки. КТО ОНИ?
а) Либо мигранты из СНГ
б) Либо Кавказ.
Ни тех, ни других как Вы понимаете не жалуют...
Светлaнa
Все-таки у Вас любовь к обобщению - неискоренима)) Вряд ли директор школы допустит, чтобы в одном классе было 10 и более детей нерусской национальности. Обычно стараются распределить по нескольким классам, чтобы избежать клановости среди детей.
"Ни тех, ни других как Вы понимаете не жалуют..." - это тоже мнение очень субъективное. Как правило, не жалуют те, кто лично не знаком с детьми. Например, родители детей из соседних классов (или даже из этих же классов), прохожие, которые видят группы играющих и шумящих детей. Сами дети не умеют воспринимать национальность друг друга, пока им не объяснят "добрые" взрослые.
Работа делает свободным
Что за глупости, неужели ребенок не видит что он ДРУГОЙ?
Что у него кожа темнее, глаза узкие и так далее.
Почему я это видел? Почему мои одноклассники это видели?
Светлaнa
Ребенок видит это, но не так как взрослый или подросток. Он воспринимает людей сравнивая с собой. Этот мальчик или девочка отличается от меня тем-то и тем-то. Потом уже, дети начинают пропускать через себя восприятие к каждому однокласснику через призму восприятия учительницы, родителя, других одноклассников. Вы же тоже также все и воспринимали.
Крысанька
это мы, русские, лохи.. никак не наускиваем своих детей.. "ребенок - он и ребенок"..поверьте, родители кавказских народов с измальсва учет (особенно мальчиков), что они другие и кто не как они - те второй сорт..
Onikc
Абсолютно точно.
А дальше про неверных начинается...
Супержурналист
Мне хочется, прочитав начало темы, напомнить всем друзьям по переписке, что дети сами по себе бывают очень жестоки к другим - инвалидам, например. Если учителя умные, они сознательно воспитывают в детях дружелюбие.
ЗаиЦ
это лишь усугубляет проблему...
василий_второй
Да. "Русский - дурак, русский - слабый, русский - никогда своему не поможет. Бей русского, тебе ничего не будет". Вот так чурбаны и учат свои выводки...
KEV-Jek
ну и что, что другой. я на сахалине жил рядом с корейцами, айзербайжанцами, армянами и бог знает еще с кем. мне было 5. и мы нормально общались. почему у вас такое отношение к не русским?
Крысанька
клановость возникает сама собой, без помощи русских учителей и школьников.. у нас в школе были армяне (ну, эти нормальные, как правило из приличных семей). чеченцы, азербайджанцы, ускоглазенькие (не знаю точно кто, но не из РФ).. к пятому классу стабильно возникали отношения "стенка на стенку"..
Песчаный зверь
..бред Светлана...причём полный...
я как то летом возвращалась из гостей....шла через детскую площадку к метро...я даже сначала не очень поняла то что увидела, а когда осознала была долго под впечатлением...
на площадке играло порядка 20 армянских детей..разного возраста...и ни одного ребёнка славянской внешности...
и по поводу дети типа на национальности не циклятся...
дочь моей подруги пошла в первый класс...где то я через месяц её спрашиваю..как тебе нравится не нравится учится?..какие ещё детки в классе?....и ребёнок у которого ну очень лояльные родители выдаёт.."знаешь очень много не русских в классе, они с нами не играю и не разговаривают"....
и ещё одного ребёнка знакомым пришлось забирать из школы..потому что засилье детей из азии в классе не позволяла русским детям..учить русский язык, так как азиатским приходилось дважды объяснять, тем самым тормозя программу обучения...
и ещё по поводу не видит...
в моем детстве и отрочестве....в параллельном классе учился чернокожий ребёнок (единственны на всю школу! а то и район)...да он вместе с нами игра..и вообще был принят в нашу компанию, но сейчас по прошествии уже многих лет..и живя в стране где много таких как он...он признался... Знаешь, я утром просыпался, смотрел на себя в зеркало..и не понимал почему я не такой как все...почему у меня не белая кожа...и хотя его никто не обижал..и никогда не говорил про его цвет кожи...он чувствовал себя ущербным среди нас...
вы сколько угодно можете тут распинаться о нациях и что все равны...и не замечать общего настроения тех же сообщников...от этого ничего не изменится...
Показано с 1 по 60 из 833 комментариев
Забаньте меня сразу)))