Попалась на глаза статья... не для предпраздничного настроения, конечно, но все же...
Из «А» выгнали, в «Б» не зачислили. Школа выдавливает непохожих
В России недавно начался и активно набирает силу процесс инклюзивного образования, предусматривающий доступ к общему образованию для всех людей, вне зависимости от их ментальных, физических и эмоциональных характеристик. Пока чиновники рапортуют об успехах на этом пути, во многих школах продолжается буллинг — травля ненормативных детей. Детские психиатры утверждают, что масштаб этого явления ужасающий.
Восьмилетний Андрей Черенков заканчивает второй класс московской общеобразовательной школы 702. У мальчика есть мама, папа, три сестры, старший брат, сиамская кошка, аквариум на 250 литров и две птицы амадины. Живет семья в хрущевской пятиэтажке на 40 квадратных метрах.
Мама Андрея Алена работает санитаркой и уборщицей в детском отделении центра социального обслуживания «Щукино» и всеми силами старается поддерживать идеальную чистоту и на работе, и дома. День семьи расписан по минутам. Все дети ходят на дополнительные занятия. Две девочки — кандидаты в мастера спорта по спортивной акробатике. Андрей посещает секцию искусств, любит рисовать и вырезать из цветной бумаги аппликации.
Когда мама Андрея была им беременна, в семье начались серьезные проблемы со старшим сыном от первого брака. Подросток, которому с самого рождения ставили диагноз «синдром гиперактивности», начал убегать из дома. Его определили в коррекционную школу 7 (для детей с девиантным поведением). Все это сказалось на физическом и психическом состоянии беременной женщины, в результате Андрей родился с трехкратным обвитием пуповины и гипертонусом. Сейчас никакого психоневрологического диагноза у второклассника Черенкова нет, но есть некоторые поведенческие особенности, которые, по словам психологов, корректируются и со временем проходят. Он не слишком усидчив, не слишком послушен, не слишком интеллектуально одарен. Поэтому Алена водит сына на бесплатные психологические тренинги в центр диагностики «Рост».
К такой инклюзии мы не готовы
Хотя успеваемость у Андрея удовлетворительная, из общеобразовательной школы 702 его пытаются выжить, выискивая поводы для отчисления. За год написано много докладных записок: то он принес в школу щипчики для ногтей, то туалетную воду, которой сильно надушился, то плюнул, то махал палкой и т.д. В школе работают психолог и логопед, однако Андрея к ним ни разу не вызывали.
Тем не менее мальчику учиться там нравится. В эту же школу ходят и две его старшие сестры, которые присматривают за братом на переменах и иногда провожают до дома после уроков.
Мама Андрея Черенкова рассказывает: «Жалею, что слишком рано отправила сына в школу. К шести годам он не наигрался: мог выйти из класса, забыть про урок. Весь первый класс Андрей ходил в спортивную школу. Каждый день после уроков по пять часов занимался спортивной акробатикой. У него грыжа, и нам посоветовали ее закачать. Домой приходил поздно, иногда не успевал делать домашнее задание. К концу года мы поняли, что грыжа не закачивается, а в школе начались проблемы, Андрей отстал от программы. В это время сформировали еще один класс — «В» для отстающих детей. Но как только я проговорилась, что мой старший сын учится в спецшколе 7, с младшим решили не церемониться.
О том, что Андрея из класса «Б» выгнали, а в «В» не зачислили, я узнала 30 августа, накануне нового учебного года. Замдиректора школы по социальной работе Ирина Холденко вызвала меня и отчитала: мол, я совсем не занимаюсь своими детьми. Намекая на умственную отсталость Андрея, его направили на медико-педагогическую комиссию, которая должна была признать ребенка годным или не годным к учебе в обычной школе.
Нас уже вызывали на комиссию муниципалитета, мой восьмилетний сын стоял перед двадцатью нахмуренными тетками и заикался. Спасибо классному руководителю — заступилась, заявив, что Андрей хочет и может учиться. После этой комиссии я сказала директору, что напишу докладную в департамент образования. Сколько можно над нами издеваться?»
У Ирины Холденко своя версия этой истории: «Пусть мама не выдумывает: мальчика ни разу никто не оскорблял, никто не говорил об умственной отсталости. Мы лишь предложили перевести его в школу для педагогически запущенных детей. Он таким и является: на продленке его невозможно заставить выполнить домашнее задание, дома с ним заниматься, видимо, некогда и некому. При этом Андрей не из тех детей, кто способен делать уроки самостоятельно. Общеобразовательная школа не может себе позволить тратить столько времени и сил на одного учащегося. Мальчик очень сложный. Он абсолютно не дисциплинирован, может сбежать с урока, способен ни с того ни с сего пнуть девочку в пах. Мы обязаны гарантировать безопасность и самому Андрею, и другим ученикам, а у нас их больше 400.
Многие говорят об инклюзии образования, но не один чиновник Министерства образования не представляет себе, сколько в связи этим возникнет проблем. Недавно на педкомиссии мы разбирали ситуацию с глухим ребенком, мама которого настаивает на том, чтобы он обучался в обычной школе. Ребенок заканчивает седьмой класс. Сурдопереводчика в школе нет — не положено. Учителя вынуждены преподавать этому ребенку все в письменном виде. К такой инклюзии школа не готова».
Я леплю из пластилина
У Андрея Черенкова психиатрического диагноза нет — есть только небольшие поведенческие нарушения. А, например, у десятилетней Даши есть — аутизм, и к обычной общеобразовательной школе ее на пушечный выстрел не подпустят. У девятилетнего Максима дислексия (неспособность овладеть навыками чтения и письма): буквы для ребенка — набор закорючек, и надо лепить слова из белого пластилина. В обычной школе учителя не лепят слов из пластилина. 12-летний Тохир плохо говорит по-русски, он таджик. Преподаватель русского языка грозится выгнать его из школы за неуспеваемость, говорит: «Езжай обратно в свой аул».
Образовательная система выталкивает таких мальчиков и девочек. Школа продолжает идти по накатанной дорожке: отечественная детская психиатрия и педагогика всегда были направлены на исключение из общества ребенка с любыми патологиями. Эксклюзив постепенно отменяют, а инклюзив толком не вводят. Это как с Андреем: из «Б» выгнали, а в «В» не зачислили.
В продолжение разговора об инклюзивном образовании...
Детский психиатр Елисей ОСИН рассказал «МН» о проблемах ненормативных детей.
— В Москве много детей, от которых школа всеми силами старается избавиться?
— Это явление приняло такой масштаб, что уже страшно. 50–60% всех моих пациентов сталкиваются с подобной проблемой. Особенно это касается первоклассников и второклассников. Начальная школа выдавливает детей с определенными поведенческими сложностями, используя для этого самые разные механизмы: от настоятельных рекомендаций перевести ребенка в более подходящее образовательное учреждение до откровенного запугивания и шантажа — если вы его не заберете, мы его не аттестуем. Педагоги настраивают родительские комитеты против таких детей, и тогда родители-активисты начинают писать бумаги о якобы пагубном влиянии ненормативного ученика на весь класс.
Удивительно, но эта сложная и противоречивая ситуация со школьной травлей не обсуждается в обществе, не конструируется в отдельную социальную проблему, как, например, наркомания, подростковые самоубийства, смерть детей от холодного оружия или компьютерная зависимость. Но надо понимать, что история одной депрессии, которая заканчивается подростковым суицидом, очень часто начинается в начальной школе — именно тогда, когда ребенок оказывается не в струе, когда система направляет на него свою мощную разрушительную силу.
— Школа имеет законные рычаги сегрегации неугодных ей детей?
— Российское законодательство в этой части на удивление гуманное, закон на стороне таких детей. Идея инклюзивного образования, при которой все дети могут учиться вместе, спущена сверху в виде реформы образования. Государство хочет таким образом сэкономить на спецшколах, а значит, «специальных» детей необходимо встраивать в общее русло образования. Но на местах к этому никто не готов. Инклюзивное образование — сложная и понятная технология, которой в России, к сожалению, мало кто владеет. У нас просто нет специалистов, способных обеспечить этот процесс. Педагоги, школьные психологи, соцработники не справляются с социализацией ненормативных детей.
— А каких детей называют ненормативными? Где проходит граница нормы, по которой оценивают психическое состояние ребенка?
— Проблема выпадающих детей изначально искусственно сконструирована. У нас не было детей с легкой степенью умственной отсталости до тех пор, пока всех не посадили за парты и не начали объяснять абстрактные материи, понятные далеко не каждому ребенку. У нас не было дислексии, пока всех детей не стали обучать письму и чтению в первом классе. У нас не было синдрома гиперактивности, пока в процесс обучения не стали вплетать дисциплину — естественно, с появлением классно-урочной системы появились и дети, не способные высидеть 45 минут. По мере развития этой системы все больше учеников из нее выпадают. Школа создает некие рамки: если ребенок через них не проходит, его выбрасывают.
— Возможно, проблема не в нормальности или ненормальности этих детей, а в самой образовательной системе?
— Школа рассматривает ребенка, испытывающего сложности в овладении программой, как неуспешного: он не справляется, он должен, он не может, он не тянет — все сфокусированы именно на нем. В российской педагогике и психиатрии как крайняя степень этой идеи есть даже такой термин «необучаемый». В действительности термин характеризует не ребенка, а программу: необучаемый — значит, у нас нет таких программ, при помощи которых мы могли бы его обучить. Но в других-то странах такие программы есть, и наших необучаемых там прекрасно обучают.
— Какой диагноз ставят ненормативным детям чаще всего и как его корректируют?
— Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Этот диагноз ставят, по разным данным, от 3 до 7% детей. Речь идет о расстройстве самоконтроля, способности управлять своими действиями для достижения цели, останавливать себя. Про таких детей говорят «без тормозов». Часто ребенка с поведенческими нарушениями направляют на лечение в психиатрическую больницу. Его делают там паинькой? Нет. Ему дают ноотропы, седативные нейролептики и выписывают, а проблема с поведением как была, так и остается.
При этом существует огромное количество методик, позволяющих скорректировать это нарушение. Поведенческая терапия предполагает серьезную работу с окружением ребенка, перенесение его внимания с неправильного поведения на правильное, создание систем мотиваций, замену жестких наказаний на тайм-аут, планирование проблемной ситуации. В Америке, Англии, Израиле есть мощные ассоциации родителей таких детей, эффективная лекарственная поддержка, недоступная в России, специальные образовательные программы, на это выделяются огромные деньги. В США есть закон American with Disabilities Act, запрещающий любую дискриминацию человека с нарушениями. В 1991 году на основании этого закона там был выпущен меморандум, в котором прописана технология вмешательства в жизнь детей с СДВГ — как им надо помогать, как организовывать их жизнь в школе, как часто диагностировать. Наличие психиатрического диагноза там означает защиту и льготы. И этим занимается не один человек, а целая команда. У нас же целые команды решают, как бы сегрегировать этого человека.
— В чем российская специфика психиатрической помощи детям, оказавшимся в конфликте со школой?
— Наши учителя боятся, когда какие-то внешние социально-психологические службы предлагают помощь с конкретным ребенком. В методической работе не предусмотрено время на индивидуальный образовательный план. У нас нет даже методической литературы на русском языке для учителей по обучению детей с проблемами поведения. К тому же учителя думают, что психиатры или психологи придут и будут их ругать. Российская школа привыкла к тому, что воздействие на нее — это только репрессии. Произошла попытка суицида — придут прокуратура, следственный комитет, полиция, будут исписаны тома объяснительных. Таков общий государственный посыл — не найти решение и помочь, а найти виновного и наказать.
— Что нужно сделать, чтобы инклюзивное образование начало приживаться?
— Инклюзивное образование — не просто новая схема обучения или какой-то проект. Это перестройка сознания каждого участника процесса — учителей, родителей, психологов и психиатров — с репрессивного на коллаборативное. Одна харизматическая мама ребенка-аутиста может пробивать стены, решать проблемы собственного чада, но не более того. Три такие мамы — это уже сила, которая меняет общество. Родительские ассоциации очень развиты на Западе. Нужна специальная площадка для диалога между психиатрами, родителями и педагогами.
Источник: xn----7sbb3bfchl3b4c4d.xn--p1ai/news/iz__a__vignali_v__b__ne_zachislili__shkola_vidavlivaet_nepohojih/
Супержурналист
И, пожалуй, для наиболее продвинутых детей, - надо уметь самому ОРГАНИЗОВАТЬ сопротивление травле. Этому надо учить - законности методов, справедливости и цивилизованности грамотного, но негативного ответа на бандитские выпады))))
Леонид Ник
а в школе моей жены делали проще -
кидали кирпичи в кабинеты "Любимых учителей")))))
через окна:)
(школа попроще)))))
el dictador
Полностью с Вами согласен.)
Родители всегда занимайесь своими детьми.
Если ребенок проблемный, чем раньше вы им займетесь, тем лучше для него.
Синьорина
+я
Помню моей лучшей подруге не повезло учиться в школе, где 40% Джамшутовичей, и 30% неадекватного гопобыдла. С содраганием вспомнаю её рассказы, как девочкам юбки резали или срывали, одной девочке волосы ожгли и она потом налысо брилась, парня с лестницы спустили и он так себе зубы выбил передние, одному парню кинули прямо в школьном коридоре под ноги петарду, она раздраконила ему обувь и мизинец. Отбирали мобилы, деньги. Били. Делали вонючие бомбы и срывали уроки. Оскорбляли учителей. Не знаю как она там доучилась даже до 9 класса...
Doe
Ну не надо отворачивать глаза, когда идете по улице вы же видите беспризорников и бездомных и ханжески улыбаетесь с презрением, а потом дети этих людей приходят в школу...воздаяние
камень морион
это не выдумка! тут хоть завоспитывайся. мозг не равномерно развивается и таких детей все больше и больше
Бывший Учитель
именно! безопасность сотни "нормальных" важнее комфорта одного "больного"
Мицуко
Можете подсказать ответ на задачу?
В 1 класс 1 сентября пришло 25 человек детей. 4 сентября родители перевели одну девочку, т.к. от учительницы несло водкой.
10 октября мама, задержавшись утром у двери класса, увидела как над сыном измывается "первая учительница" (гиперактивный) забрал документы из школы.
В конце декабря забрали еще двух детей (запашок водочный...).
В апреле наконец учительница выжила девочку не наученную к первому классу читать (комментарии "Она тупая и дефективная" я опущу, кстати девочка сейчас готовится к "Щелкунчику")
Мой ребенок ушел 10-ым номером. До сих пор западает грамотности с Жи-Ши.
Дети - это не болванки, а учитель - это призвание. Чаще всего дети бесятся там, где ими не занимаются. А собственное скудоумие списывают на "больных".
Бывший Учитель
вы сейчас объявили психиатрию лженаукой, основываясь на примере одной (!!!) дуры, работающей в школе.
Мицуко
Сожалею. Но то, что для вас общая картина, для меня личный кошмар.
Ната-соло
А какие нужны ученики школе? Одинаково подстриженные, одинаково одетые и повторяющие за учителем всё слово в слово? Школе нужны роботы? И что значит, по-Вашему как положено? Кем положено? Куда?
Бывший Учитель
а давайте не путать ирокез, как детский бунт, и "перо в бок" как психологическую потребность.
Ната-соло
Психологическую потребность школы в определенных учениках? Фейс-контроль?
Бывший Учитель
не притворяйтесь, что не поняли. бесноватые должны быть изолированы. точка.
Doe
Понятно, почему вас считают рабами и быдлом
el dictador
"Вторая причина плохого воспитания детей со стороны родителей - это не достаток времени для их воспитания."
Согласен. Но это было всегда.
Желаете иметь здоровых детей, кто-то должен сидеть дома. Недаром мамам продлили отпуск по уходу до 3 лет. (если ребенок здоровый) А если проблемный, сидеть как минимум до 5 класса.)))
Свет в окошке
"... не достаток времени для их воспитания." - Да он был всегда, но этоу проблему с "недостатком времени" у родителей на воспитание государство решало эффективными методами: в 60-е годы
- Ясли с 2-х месяцев;
- в школе - бесплатная продлённая группа с питанием и т.д. (продлёнка)
- множество кружков, детских комнат, спортивных секций и т.п. и всё это бесплатно.
Дети сами выбирали где им находиться, пока родители на работе и т.д. ведь деньги платить не надо!
А что касается отпуска до 3-х лет, так оплачивается только 1,5 года, а вторые полтора года - ничего.
el dictador
должен быть настоящий папа.)))
было, когда-то.... учителя были другие.....учитель ведь это не профессия - это призвание.
И сейчас другое время ясли, коллектив-это не из новой оперы....сейчас к человеку другие требования, смотрите на современных работодателей, им необходима индивидуальность, чем личность.
Как бы мы этого не хотели, образование стало платным.)
Свет в окошке
Ну и чему мы удивляемся?!
Результаты на лицо!
А настоящих пап, что- тоже поубавилось...
el dictador
Опыт "настоящего папы" передаетя по-наследству.)))
Настоящий папа прежде всего лидер, а настоящая мама индивидуальность.
Это - дуализм, и все это...возможно только в крепких семьях, школа увы, этому уже не поможет.)
Спасибо за ответы.)
камень морион
мля какие основы? Вы понаблюждайте детей на переменах они ж как минимум детдомовские все!!! они отрывают от семьи в школе
Ищу и не нахожу
У ребенка должен быть отец! Чтобы наказывал-строго и справедливо. Прививал ребенку правила поведения в обществе, опять ремня всыпать, тогда ребенок понимает что такие действия без последствий не останутся. Дома ремня дали, а на улице морду набьют. Неполноценная семья - это когда у ребенка нет отца, поэтому и дети неполноценными воспитываются.
The BESTia
Вот у таких, кто сводит воспитание к наказанию ремнем, и растут на беду общества садисты-дегенераты или затравленные потенциальные суицидники.
Ищу и не нахожу
Тебя хоть ремнём то шлепали? Это ваще не больно если правильно попу подставить успеть))) Пару раз мне доставалось от папы-тока это ваще фигня - у него ремень широкий и не больно нифига. А вот мамин ремень уууу-жгёт как оса)) Это пострашнее наказание)) И ничего, выросли, никого не мучаем и ведем себя в обществе как положено!
The BESTia
Вообще то в обществе не принято тыкать. дегенераты
что и требовалось доказать
Светлaнa
Кстати, я тоже обратила внимание именно на этот абзац...
Варлам
Согласен. 10-15 учеников в классе и не больше.
От дисциплины сильно зависит успеваемость.
библиограф
Когда я училась в английской спецшколе, у нас такого не было. Все любили (по-дружески) друг друга. Это было при социализме.
Показано с 181 по 237 из 237 комментариев
Очень сложная тема, она собрала в себя слишком много проблем Здесь и педагогическая запущенность и дислексия, которую кстати надо было решать родителям в дошкольном возрасте, а сейчас простой учитель в школе с ней не справится, и глухой ребенок, и дети аутисты, вешать на шею педагога в простой школе это не корректно. Ну а сложные дети с нормальной психикой -это, конечно, зависит от профессионализма педагога и от семьи. А в общем все выглядит очень печально. Но лично я считаю, что наши дети прежде всего это забота родителей и не надо все переваливть на кого-то.