Попалась на глаза статья... не для предпраздничного настроения, конечно, но все же...
Из «А» выгнали, в «Б» не зачислили. Школа выдавливает непохожих
В России недавно начался и активно набирает силу процесс инклюзивного образования, предусматривающий доступ к общему образованию для всех людей, вне зависимости от их ментальных, физических и эмоциональных характеристик. Пока чиновники рапортуют об успехах на этом пути, во многих школах продолжается буллинг — травля ненормативных детей. Детские психиатры утверждают, что масштаб этого явления ужасающий.
Восьмилетний Андрей Черенков заканчивает второй класс московской общеобразовательной школы 702. У мальчика есть мама, папа, три сестры, старший брат, сиамская кошка, аквариум на 250 литров и две птицы амадины. Живет семья в хрущевской пятиэтажке на 40 квадратных метрах.
Мама Андрея Алена работает санитаркой и уборщицей в детском отделении центра социального обслуживания «Щукино» и всеми силами старается поддерживать идеальную чистоту и на работе, и дома. День семьи расписан по минутам. Все дети ходят на дополнительные занятия. Две девочки — кандидаты в мастера спорта по спортивной акробатике. Андрей посещает секцию искусств, любит рисовать и вырезать из цветной бумаги аппликации.
Когда мама Андрея была им беременна, в семье начались серьезные проблемы со старшим сыном от первого брака. Подросток, которому с самого рождения ставили диагноз «синдром гиперактивности», начал убегать из дома. Его определили в коррекционную школу 7 (для детей с девиантным поведением). Все это сказалось на физическом и психическом состоянии беременной женщины, в результате Андрей родился с трехкратным обвитием пуповины и гипертонусом. Сейчас никакого психоневрологического диагноза у второклассника Черенкова нет, но есть некоторые поведенческие особенности, которые, по словам психологов, корректируются и со временем проходят. Он не слишком усидчив, не слишком послушен, не слишком интеллектуально одарен. Поэтому Алена водит сына на бесплатные психологические тренинги в центр диагностики «Рост».
К такой инклюзии мы не готовы
Хотя успеваемость у Андрея удовлетворительная, из общеобразовательной школы 702 его пытаются выжить, выискивая поводы для отчисления. За год написано много докладных записок: то он принес в школу щипчики для ногтей, то туалетную воду, которой сильно надушился, то плюнул, то махал палкой и т.д. В школе работают психолог и логопед, однако Андрея к ним ни разу не вызывали.
Тем не менее мальчику учиться там нравится. В эту же школу ходят и две его старшие сестры, которые присматривают за братом на переменах и иногда провожают до дома после уроков.
Мама Андрея Черенкова рассказывает: «Жалею, что слишком рано отправила сына в школу. К шести годам он не наигрался: мог выйти из класса, забыть про урок. Весь первый класс Андрей ходил в спортивную школу. Каждый день после уроков по пять часов занимался спортивной акробатикой. У него грыжа, и нам посоветовали ее закачать. Домой приходил поздно, иногда не успевал делать домашнее задание. К концу года мы поняли, что грыжа не закачивается, а в школе начались проблемы, Андрей отстал от программы. В это время сформировали еще один класс — «В» для отстающих детей. Но как только я проговорилась, что мой старший сын учится в спецшколе 7, с младшим решили не церемониться.
О том, что Андрея из класса «Б» выгнали, а в «В» не зачислили, я узнала 30 августа, накануне нового учебного года. Замдиректора школы по социальной работе Ирина Холденко вызвала меня и отчитала: мол, я совсем не занимаюсь своими детьми. Намекая на умственную отсталость Андрея, его направили на медико-педагогическую комиссию, которая должна была признать ребенка годным или не годным к учебе в обычной школе.
Нас уже вызывали на комиссию муниципалитета, мой восьмилетний сын стоял перед двадцатью нахмуренными тетками и заикался. Спасибо классному руководителю — заступилась, заявив, что Андрей хочет и может учиться. После этой комиссии я сказала директору, что напишу докладную в департамент образования. Сколько можно над нами издеваться?»
У Ирины Холденко своя версия этой истории: «Пусть мама не выдумывает: мальчика ни разу никто не оскорблял, никто не говорил об умственной отсталости. Мы лишь предложили перевести его в школу для педагогически запущенных детей. Он таким и является: на продленке его невозможно заставить выполнить домашнее задание, дома с ним заниматься, видимо, некогда и некому. При этом Андрей не из тех детей, кто способен делать уроки самостоятельно. Общеобразовательная школа не может себе позволить тратить столько времени и сил на одного учащегося. Мальчик очень сложный. Он абсолютно не дисциплинирован, может сбежать с урока, способен ни с того ни с сего пнуть девочку в пах. Мы обязаны гарантировать безопасность и самому Андрею, и другим ученикам, а у нас их больше 400.
Многие говорят об инклюзии образования, но не один чиновник Министерства образования не представляет себе, сколько в связи этим возникнет проблем. Недавно на педкомиссии мы разбирали ситуацию с глухим ребенком, мама которого настаивает на том, чтобы он обучался в обычной школе. Ребенок заканчивает седьмой класс. Сурдопереводчика в школе нет — не положено. Учителя вынуждены преподавать этому ребенку все в письменном виде. К такой инклюзии школа не готова».
Я леплю из пластилина
У Андрея Черенкова психиатрического диагноза нет — есть только небольшие поведенческие нарушения. А, например, у десятилетней Даши есть — аутизм, и к обычной общеобразовательной школе ее на пушечный выстрел не подпустят. У девятилетнего Максима дислексия (неспособность овладеть навыками чтения и письма): буквы для ребенка — набор закорючек, и надо лепить слова из белого пластилина. В обычной школе учителя не лепят слов из пластилина. 12-летний Тохир плохо говорит по-русски, он таджик. Преподаватель русского языка грозится выгнать его из школы за неуспеваемость, говорит: «Езжай обратно в свой аул».
Образовательная система выталкивает таких мальчиков и девочек. Школа продолжает идти по накатанной дорожке: отечественная детская психиатрия и педагогика всегда были направлены на исключение из общества ребенка с любыми патологиями. Эксклюзив постепенно отменяют, а инклюзив толком не вводят. Это как с Андреем: из «Б» выгнали, а в «В» не зачислили.
В продолжение разговора об инклюзивном образовании...
Детский психиатр Елисей ОСИН рассказал «МН» о проблемах ненормативных детей.
— В Москве много детей, от которых школа всеми силами старается избавиться?
— Это явление приняло такой масштаб, что уже страшно. 50–60% всех моих пациентов сталкиваются с подобной проблемой. Особенно это касается первоклассников и второклассников. Начальная школа выдавливает детей с определенными поведенческими сложностями, используя для этого самые разные механизмы: от настоятельных рекомендаций перевести ребенка в более подходящее образовательное учреждение до откровенного запугивания и шантажа — если вы его не заберете, мы его не аттестуем. Педагоги настраивают родительские комитеты против таких детей, и тогда родители-активисты начинают писать бумаги о якобы пагубном влиянии ненормативного ученика на весь класс.
Удивительно, но эта сложная и противоречивая ситуация со школьной травлей не обсуждается в обществе, не конструируется в отдельную социальную проблему, как, например, наркомания, подростковые самоубийства, смерть детей от холодного оружия или компьютерная зависимость. Но надо понимать, что история одной депрессии, которая заканчивается подростковым суицидом, очень часто начинается в начальной школе — именно тогда, когда ребенок оказывается не в струе, когда система направляет на него свою мощную разрушительную силу.
— Школа имеет законные рычаги сегрегации неугодных ей детей?
— Российское законодательство в этой части на удивление гуманное, закон на стороне таких детей. Идея инклюзивного образования, при которой все дети могут учиться вместе, спущена сверху в виде реформы образования. Государство хочет таким образом сэкономить на спецшколах, а значит, «специальных» детей необходимо встраивать в общее русло образования. Но на местах к этому никто не готов. Инклюзивное образование — сложная и понятная технология, которой в России, к сожалению, мало кто владеет. У нас просто нет специалистов, способных обеспечить этот процесс. Педагоги, школьные психологи, соцработники не справляются с социализацией ненормативных детей.
— А каких детей называют ненормативными? Где проходит граница нормы, по которой оценивают психическое состояние ребенка?
— Проблема выпадающих детей изначально искусственно сконструирована. У нас не было детей с легкой степенью умственной отсталости до тех пор, пока всех не посадили за парты и не начали объяснять абстрактные материи, понятные далеко не каждому ребенку. У нас не было дислексии, пока всех детей не стали обучать письму и чтению в первом классе. У нас не было синдрома гиперактивности, пока в процесс обучения не стали вплетать дисциплину — естественно, с появлением классно-урочной системы появились и дети, не способные высидеть 45 минут. По мере развития этой системы все больше учеников из нее выпадают. Школа создает некие рамки: если ребенок через них не проходит, его выбрасывают.
— Возможно, проблема не в нормальности или ненормальности этих детей, а в самой образовательной системе?
— Школа рассматривает ребенка, испытывающего сложности в овладении программой, как неуспешного: он не справляется, он должен, он не может, он не тянет — все сфокусированы именно на нем. В российской педагогике и психиатрии как крайняя степень этой идеи есть даже такой термин «необучаемый». В действительности термин характеризует не ребенка, а программу: необучаемый — значит, у нас нет таких программ, при помощи которых мы могли бы его обучить. Но в других-то странах такие программы есть, и наших необучаемых там прекрасно обучают.
— Какой диагноз ставят ненормативным детям чаще всего и как его корректируют?
— Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Этот диагноз ставят, по разным данным, от 3 до 7% детей. Речь идет о расстройстве самоконтроля, способности управлять своими действиями для достижения цели, останавливать себя. Про таких детей говорят «без тормозов». Часто ребенка с поведенческими нарушениями направляют на лечение в психиатрическую больницу. Его делают там паинькой? Нет. Ему дают ноотропы, седативные нейролептики и выписывают, а проблема с поведением как была, так и остается.
При этом существует огромное количество методик, позволяющих скорректировать это нарушение. Поведенческая терапия предполагает серьезную работу с окружением ребенка, перенесение его внимания с неправильного поведения на правильное, создание систем мотиваций, замену жестких наказаний на тайм-аут, планирование проблемной ситуации. В Америке, Англии, Израиле есть мощные ассоциации родителей таких детей, эффективная лекарственная поддержка, недоступная в России, специальные образовательные программы, на это выделяются огромные деньги. В США есть закон American with Disabilities Act, запрещающий любую дискриминацию человека с нарушениями. В 1991 году на основании этого закона там был выпущен меморандум, в котором прописана технология вмешательства в жизнь детей с СДВГ — как им надо помогать, как организовывать их жизнь в школе, как часто диагностировать. Наличие психиатрического диагноза там означает защиту и льготы. И этим занимается не один человек, а целая команда. У нас же целые команды решают, как бы сегрегировать этого человека.
— В чем российская специфика психиатрической помощи детям, оказавшимся в конфликте со школой?
— Наши учителя боятся, когда какие-то внешние социально-психологические службы предлагают помощь с конкретным ребенком. В методической работе не предусмотрено время на индивидуальный образовательный план. У нас нет даже методической литературы на русском языке для учителей по обучению детей с проблемами поведения. К тому же учителя думают, что психиатры или психологи придут и будут их ругать. Российская школа привыкла к тому, что воздействие на нее — это только репрессии. Произошла попытка суицида — придут прокуратура, следственный комитет, полиция, будут исписаны тома объяснительных. Таков общий государственный посыл — не найти решение и помочь, а найти виновного и наказать.
— Что нужно сделать, чтобы инклюзивное образование начало приживаться?
— Инклюзивное образование — не просто новая схема обучения или какой-то проект. Это перестройка сознания каждого участника процесса — учителей, родителей, психологов и психиатров — с репрессивного на коллаборативное. Одна харизматическая мама ребенка-аутиста может пробивать стены, решать проблемы собственного чада, но не более того. Три такие мамы — это уже сила, которая меняет общество. Родительские ассоциации очень развиты на Западе. Нужна специальная площадка для диалога между психиатрами, родителями и педагогами.
Источник: xn----7sbb3bfchl3b4c4d.xn--p1ai/news/iz__a__vignali_v__b__ne_zachislili__shkola_vidavlivaet_nepohojih/
Sondag
нормально...дочь заканчивала...сдала и в универ на бюджет поступила
Катацубури
лично я жалею, что мама пор экстернат не знала...
лет 5 точно бы сэкономила..
Катацубури
ну...может, тогда б ещё на кого-нить выучилась..да и институт закончила - мне и в школе-то скучно было...
я ждала институт - думала, поучусь...
ан нет - там та же тягомотина была и больше "административными вопросами" интересовались, чем учёбой..
Sondag
милмая...5 лет тебя б не спасло...
-Куратор-
Да сэкономленные года пошли бы на образование и саморазвитие, не в рамках школы, а, скажем, языки иностранные. Работать всё равно в школьном возрасте официально запрещено. Я считаю, что нужно менять систему образования, как среднего, так и высшего. Высшее техническое, к примеру, так и подавно придумано (система) в 19 веке. Я читал об этом. Придумана в Германии, а первой страной, открывшей ВУЗ технический была Россия. Не помню года, врать не буду. Это не панацея была. Люди просто предложили, как вариант, как можно обучать, а пользуются до сих пор. Даже больше скажу, и в\о тоже пора корректировать.5 лет я учился, выпустился и не имею ни опыта работы, ни навыков профессиональных (имеется в виду практические, потому как не откуда их взять студенту, кроме несчастной производственной практики). Пора, я считаю, изменить систему в\о так, чтобы знания, получаемые в ВУЗе, засчитывались как стаж работы. Тогда и проблем меньше будет гораздно у молодых специалистов.
камень морион
экстернат не обязательно год за два. Можно идти год в год.
Sondag
тогда не было...сдавала тесты в экстернате по каждой теме
Bien aimee
а вообще в форме экстерната сколько раз в учебном году сдавала экзамен? по четвертям, по полугодиям, за год?
Sondag
ой...каждый месяц...а то и 3 раза
Bien aimee
ясно, хотя каждая школа в соответствии со своим уставом уже устанавливает график сдачи экзаменов, зачетов...
Sondag
ну а что? грамотно..я щитаю...изучил-сдал..забыл...если не надо...по вопросам можно звонить...приходить...персонально объяснят
Катацубури
я - тоже...
но про "аул" - верно...как по мне...
или учит язык - или пусть дома учится, на исторической родине...
конечно, лично к ребёнку претензий нет - ту родителей "учить" надо
Sondag
аул-да..согласна...
ты 7-го со мной пораньше?
у тя пленка есть?на дождь...еси че
Катацубури
ща возьму как раз...
я сидушки беру - земля холодная ещё...
сколько метров взять плёнки? тока она не толстая будет..
Sondag
а ширина?..если чо-над поляной привязать
Sondag
вспомни полянки...скока там..если углы к деревьям привязать...
Катацубури
есси чо - завтра ещё возьму...
мне кажется - хватит..дождя бояться - на шашлык не ходить.
Sondag
если подготовишься капитально...все будет классно..)))
remi
Во сколько, я как всегда забыла спросить.. Я беру сидушку (походную) с песком средиземного моря))) Но она сама понимаш...не большая))
Sondag
с 13...бери...зонт возьми...черного хлеба и лаваш...
remi
((((((((((Я зонт, ну прикинь.. на работе оставила ((((
remi
Ну да....бЯги)) Я еще могу тонкую подстилку, но она слишком летняя)) Но тоже с песком Средиземного моря))))))))))))))
Sondag
неее...не тащи...возьму пледов спецовых...и матразег
remi
Ох... Как разляжемся)))
Мама не горюй))
Sondag
под плёнкой....как огурцы
remi
Не, я не зеленая, а у меня буря начинается... Блин..
Sondag
у меня тоже...классно...! Пойти..по лужам походить....
remi
Босиком)) И не дай бог стекло..
В первую грозу нада желание загадать))..
А ранее..и босиком по лужам))
Детство.. ах это детство))
Светлaнa
Увы, семьи разные бывают. Иногда, нахождение в школе для ребенка - возможность какое-то время побыть вне скандалов, пьяных дебошей или других "семейных тайн"...
По моему мнению, сегодняшние детские учреждения - это многочисленные микрогосударства в государстве, которые полностью копируют все грехи наших чиновников и силовых структур...
Sondag
дифференцированно надо подходить
Bien aimee
вот про чиновников так не надо:))))
не все чиновники в образовании грешны...
Светлaнa
Так и не все чиновники других ведомств грешны. Я лично знаю очень много примеров, т.к. сама с чиновниками работаю;))) Я разве писала, что надо всех под одну гребенку?))
remi
Светлана, к большому сожалению у нашей страны не будет будущего (если оно еще есть) пока не будет созданы условия для жизни пенсионеров и инвалидов. В Израиле у пенсионеров есть такие мотики, ну типа наших трехколесных великов, но с моторчиком. У инвалидов есть спуски, даже спуск к морю, а что б он искупался, то дежурные по пляжу помогут. Инвалиды себя чувствуют ДОМА, причем везде.
В нашей стране моего сына 2 года выпирали из лицея... ну не могла я тогда приносить директору конвертик... Славу богу, ушли в техникум и далее в институт на бюджет.. К сожалению тогда не смогла посоветоваться по поводу экстерна.. Согласна с Наташей. Это выход. А уж теперь даже не представляю, что в школах твориться, только по рассказам)) Так что нам повезло..
oliaroz
Кошмар там творится, могу вас заверить
Директор с представителями, опускаются уже до прямого шантажа с цитированием уголовного кодекса постатейно что бывает родителям которые не выполняют своих обязанностей по отношению к детям - мне в частности это заявили и подвинули заявление о согласии на проведение диагностикт, я своей рукой написала - отказываюсь.
Забрали и шипели что - все понятно мать не дает ребенку "нормально" учится, обязанностей не выполняет, я молчала.
Сейчас на каждый прыжок моего сына находятся по два свидетеля - что он все делает не так и не в нормах правил, вот только правила почему-то для всех разные.
Лицом в унитаз - но будут молчать, поскольку вякнут либо сообща родительских прав лишат, либо "диагноз" поставят, согласие на это родители уже дали.
Вот такое и творится
remi
Еще раз говорю.. Слава Богу, что это я все пережила ух 7 лет назад.. лицей стал ничем, а мы на коне)))
так что вот так)) Зато психику ребенка сохранили, а и вообще))
oliaroz
Вы знаете, конфликты межличностные они рано или поздно всегда в среде людей возникают. Тут все должно быть дозировано, стараюсь как могу делать максимальную разгрузку в плане увлечений, поездок и отдыха, чтобы отвлекался и понимал что есть в жизни цель.
Кончно это серьезное испытание - противостоять, замыкается, отказывается что-то делать, может ответить, все это играет против него.
Хрупкий баланс
Практически на грани
remi
Главное, что бы с одкашниками все было хорошо.. Остальное.. Ну я перевела в другую школу (лицей). С однокашиками все было хорошо, а то, что ушел..ну и фиг.. Они до сих пор друзья..
Он мне всегда говорил, что уйдя из школы в лицей, приобрел столько друзей!ЁЁЁЁЁЁ И хорошо... Большего и не надо))
oliaroz
Среди детей отношения такие как родители настроят, с кем-то в норме, с кем-то дружит, а многие прямо говорят нам с тобой дружить не разрешают!
Все как и у взрослых
remi
Нет.. С родителями были в прекрасных отношениях)))))
oliaroz
А что же тогда было плохо? Значит все в норме!
циничная бяка
а мне так все детство испоганили. жалею, что меня не перевели в другую школу.. нет причин что-то претерпевать в школе. ну никаких причин нет. что - на этой школе свет клином сошелся?
Светлaнa
К тому же, делая сравнение, я имела в виду не чиновников в образовании, а непосредственно руководство образовательных учреждений, т.к. именно они устанавливают "свои" законы на местах.
Bien aimee
признаюсь - я сама чиновник в образовании...
и такие действия на местах пресекаются и очень строго....
в моем городе ни один директор школы не позволит так поступить.... сейчас как раз наоборот - в городе уже в течение 7 лет работает проект "доступная среда" именно для детей с ограниченными возможностями здоровья...
Светлaнa
С ограниченными возможностями - поверю. А в статье также говорится и о педагогически запущенных детях, неуравновешенных, с которыми очень неудобно учителям. Я знаю, что такое вести уроки, когда в классе такие дети. Реально тяжело))) Хорошо, если у учителя есть выдержка работать с такими детьми. А судя по статье - учителя все чаще предпочитают убрать их из классов.
Показано с 1 по 60 из 237 комментариев
я -за экстернат! и пусть дети занимаются тем..что нравится...