Попалась на глаза статья... не для предпраздничного настроения, конечно, но все же...
Из «А» выгнали, в «Б» не зачислили. Школа выдавливает непохожих
В России недавно начался и активно набирает силу процесс инклюзивного образования, предусматривающий доступ к общему образованию для всех людей, вне зависимости от их ментальных, физических и эмоциональных характеристик. Пока чиновники рапортуют об успехах на этом пути, во многих школах продолжается буллинг — травля ненормативных детей. Детские психиатры утверждают, что масштаб этого явления ужасающий.
Восьмилетний Андрей Черенков заканчивает второй класс московской общеобразовательной школы 702. У мальчика есть мама, папа, три сестры, старший брат, сиамская кошка, аквариум на 250 литров и две птицы амадины. Живет семья в хрущевской пятиэтажке на 40 квадратных метрах.
Мама Андрея Алена работает санитаркой и уборщицей в детском отделении центра социального обслуживания «Щукино» и всеми силами старается поддерживать идеальную чистоту и на работе, и дома. День семьи расписан по минутам. Все дети ходят на дополнительные занятия. Две девочки — кандидаты в мастера спорта по спортивной акробатике. Андрей посещает секцию искусств, любит рисовать и вырезать из цветной бумаги аппликации.
Когда мама Андрея была им беременна, в семье начались серьезные проблемы со старшим сыном от первого брака. Подросток, которому с самого рождения ставили диагноз «синдром гиперактивности», начал убегать из дома. Его определили в коррекционную школу 7 (для детей с девиантным поведением). Все это сказалось на физическом и психическом состоянии беременной женщины, в результате Андрей родился с трехкратным обвитием пуповины и гипертонусом. Сейчас никакого психоневрологического диагноза у второклассника Черенкова нет, но есть некоторые поведенческие особенности, которые, по словам психологов, корректируются и со временем проходят. Он не слишком усидчив, не слишком послушен, не слишком интеллектуально одарен. Поэтому Алена водит сына на бесплатные психологические тренинги в центр диагностики «Рост».
К такой инклюзии мы не готовы
Хотя успеваемость у Андрея удовлетворительная, из общеобразовательной школы 702 его пытаются выжить, выискивая поводы для отчисления. За год написано много докладных записок: то он принес в школу щипчики для ногтей, то туалетную воду, которой сильно надушился, то плюнул, то махал палкой и т.д. В школе работают психолог и логопед, однако Андрея к ним ни разу не вызывали.
Тем не менее мальчику учиться там нравится. В эту же школу ходят и две его старшие сестры, которые присматривают за братом на переменах и иногда провожают до дома после уроков.
Мама Андрея Черенкова рассказывает: «Жалею, что слишком рано отправила сына в школу. К шести годам он не наигрался: мог выйти из класса, забыть про урок. Весь первый класс Андрей ходил в спортивную школу. Каждый день после уроков по пять часов занимался спортивной акробатикой. У него грыжа, и нам посоветовали ее закачать. Домой приходил поздно, иногда не успевал делать домашнее задание. К концу года мы поняли, что грыжа не закачивается, а в школе начались проблемы, Андрей отстал от программы. В это время сформировали еще один класс — «В» для отстающих детей. Но как только я проговорилась, что мой старший сын учится в спецшколе 7, с младшим решили не церемониться.
О том, что Андрея из класса «Б» выгнали, а в «В» не зачислили, я узнала 30 августа, накануне нового учебного года. Замдиректора школы по социальной работе Ирина Холденко вызвала меня и отчитала: мол, я совсем не занимаюсь своими детьми. Намекая на умственную отсталость Андрея, его направили на медико-педагогическую комиссию, которая должна была признать ребенка годным или не годным к учебе в обычной школе.
Нас уже вызывали на комиссию муниципалитета, мой восьмилетний сын стоял перед двадцатью нахмуренными тетками и заикался. Спасибо классному руководителю — заступилась, заявив, что Андрей хочет и может учиться. После этой комиссии я сказала директору, что напишу докладную в департамент образования. Сколько можно над нами издеваться?»
У Ирины Холденко своя версия этой истории: «Пусть мама не выдумывает: мальчика ни разу никто не оскорблял, никто не говорил об умственной отсталости. Мы лишь предложили перевести его в школу для педагогически запущенных детей. Он таким и является: на продленке его невозможно заставить выполнить домашнее задание, дома с ним заниматься, видимо, некогда и некому. При этом Андрей не из тех детей, кто способен делать уроки самостоятельно. Общеобразовательная школа не может себе позволить тратить столько времени и сил на одного учащегося. Мальчик очень сложный. Он абсолютно не дисциплинирован, может сбежать с урока, способен ни с того ни с сего пнуть девочку в пах. Мы обязаны гарантировать безопасность и самому Андрею, и другим ученикам, а у нас их больше 400.
Многие говорят об инклюзии образования, но не один чиновник Министерства образования не представляет себе, сколько в связи этим возникнет проблем. Недавно на педкомиссии мы разбирали ситуацию с глухим ребенком, мама которого настаивает на том, чтобы он обучался в обычной школе. Ребенок заканчивает седьмой класс. Сурдопереводчика в школе нет — не положено. Учителя вынуждены преподавать этому ребенку все в письменном виде. К такой инклюзии школа не готова».
Я леплю из пластилина
У Андрея Черенкова психиатрического диагноза нет — есть только небольшие поведенческие нарушения. А, например, у десятилетней Даши есть — аутизм, и к обычной общеобразовательной школе ее на пушечный выстрел не подпустят. У девятилетнего Максима дислексия (неспособность овладеть навыками чтения и письма): буквы для ребенка — набор закорючек, и надо лепить слова из белого пластилина. В обычной школе учителя не лепят слов из пластилина. 12-летний Тохир плохо говорит по-русски, он таджик. Преподаватель русского языка грозится выгнать его из школы за неуспеваемость, говорит: «Езжай обратно в свой аул».
Образовательная система выталкивает таких мальчиков и девочек. Школа продолжает идти по накатанной дорожке: отечественная детская психиатрия и педагогика всегда были направлены на исключение из общества ребенка с любыми патологиями. Эксклюзив постепенно отменяют, а инклюзив толком не вводят. Это как с Андреем: из «Б» выгнали, а в «В» не зачислили.
В продолжение разговора об инклюзивном образовании...
Детский психиатр Елисей ОСИН рассказал «МН» о проблемах ненормативных детей.
— В Москве много детей, от которых школа всеми силами старается избавиться?
— Это явление приняло такой масштаб, что уже страшно. 50–60% всех моих пациентов сталкиваются с подобной проблемой. Особенно это касается первоклассников и второклассников. Начальная школа выдавливает детей с определенными поведенческими сложностями, используя для этого самые разные механизмы: от настоятельных рекомендаций перевести ребенка в более подходящее образовательное учреждение до откровенного запугивания и шантажа — если вы его не заберете, мы его не аттестуем. Педагоги настраивают родительские комитеты против таких детей, и тогда родители-активисты начинают писать бумаги о якобы пагубном влиянии ненормативного ученика на весь класс.
Удивительно, но эта сложная и противоречивая ситуация со школьной травлей не обсуждается в обществе, не конструируется в отдельную социальную проблему, как, например, наркомания, подростковые самоубийства, смерть детей от холодного оружия или компьютерная зависимость. Но надо понимать, что история одной депрессии, которая заканчивается подростковым суицидом, очень часто начинается в начальной школе — именно тогда, когда ребенок оказывается не в струе, когда система направляет на него свою мощную разрушительную силу.
— Школа имеет законные рычаги сегрегации неугодных ей детей?
— Российское законодательство в этой части на удивление гуманное, закон на стороне таких детей. Идея инклюзивного образования, при которой все дети могут учиться вместе, спущена сверху в виде реформы образования. Государство хочет таким образом сэкономить на спецшколах, а значит, «специальных» детей необходимо встраивать в общее русло образования. Но на местах к этому никто не готов. Инклюзивное образование — сложная и понятная технология, которой в России, к сожалению, мало кто владеет. У нас просто нет специалистов, способных обеспечить этот процесс. Педагоги, школьные психологи, соцработники не справляются с социализацией ненормативных детей.
— А каких детей называют ненормативными? Где проходит граница нормы, по которой оценивают психическое состояние ребенка?
— Проблема выпадающих детей изначально искусственно сконструирована. У нас не было детей с легкой степенью умственной отсталости до тех пор, пока всех не посадили за парты и не начали объяснять абстрактные материи, понятные далеко не каждому ребенку. У нас не было дислексии, пока всех детей не стали обучать письму и чтению в первом классе. У нас не было синдрома гиперактивности, пока в процесс обучения не стали вплетать дисциплину — естественно, с появлением классно-урочной системы появились и дети, не способные высидеть 45 минут. По мере развития этой системы все больше учеников из нее выпадают. Школа создает некие рамки: если ребенок через них не проходит, его выбрасывают.
— Возможно, проблема не в нормальности или ненормальности этих детей, а в самой образовательной системе?
— Школа рассматривает ребенка, испытывающего сложности в овладении программой, как неуспешного: он не справляется, он должен, он не может, он не тянет — все сфокусированы именно на нем. В российской педагогике и психиатрии как крайняя степень этой идеи есть даже такой термин «необучаемый». В действительности термин характеризует не ребенка, а программу: необучаемый — значит, у нас нет таких программ, при помощи которых мы могли бы его обучить. Но в других-то странах такие программы есть, и наших необучаемых там прекрасно обучают.
— Какой диагноз ставят ненормативным детям чаще всего и как его корректируют?
— Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Этот диагноз ставят, по разным данным, от 3 до 7% детей. Речь идет о расстройстве самоконтроля, способности управлять своими действиями для достижения цели, останавливать себя. Про таких детей говорят «без тормозов». Часто ребенка с поведенческими нарушениями направляют на лечение в психиатрическую больницу. Его делают там паинькой? Нет. Ему дают ноотропы, седативные нейролептики и выписывают, а проблема с поведением как была, так и остается.
При этом существует огромное количество методик, позволяющих скорректировать это нарушение. Поведенческая терапия предполагает серьезную работу с окружением ребенка, перенесение его внимания с неправильного поведения на правильное, создание систем мотиваций, замену жестких наказаний на тайм-аут, планирование проблемной ситуации. В Америке, Англии, Израиле есть мощные ассоциации родителей таких детей, эффективная лекарственная поддержка, недоступная в России, специальные образовательные программы, на это выделяются огромные деньги. В США есть закон American with Disabilities Act, запрещающий любую дискриминацию человека с нарушениями. В 1991 году на основании этого закона там был выпущен меморандум, в котором прописана технология вмешательства в жизнь детей с СДВГ — как им надо помогать, как организовывать их жизнь в школе, как часто диагностировать. Наличие психиатрического диагноза там означает защиту и льготы. И этим занимается не один человек, а целая команда. У нас же целые команды решают, как бы сегрегировать этого человека.
— В чем российская специфика психиатрической помощи детям, оказавшимся в конфликте со школой?
— Наши учителя боятся, когда какие-то внешние социально-психологические службы предлагают помощь с конкретным ребенком. В методической работе не предусмотрено время на индивидуальный образовательный план. У нас нет даже методической литературы на русском языке для учителей по обучению детей с проблемами поведения. К тому же учителя думают, что психиатры или психологи придут и будут их ругать. Российская школа привыкла к тому, что воздействие на нее — это только репрессии. Произошла попытка суицида — придут прокуратура, следственный комитет, полиция, будут исписаны тома объяснительных. Таков общий государственный посыл — не найти решение и помочь, а найти виновного и наказать.
— Что нужно сделать, чтобы инклюзивное образование начало приживаться?
— Инклюзивное образование — не просто новая схема обучения или какой-то проект. Это перестройка сознания каждого участника процесса — учителей, родителей, психологов и психиатров — с репрессивного на коллаборативное. Одна харизматическая мама ребенка-аутиста может пробивать стены, решать проблемы собственного чада, но не более того. Три такие мамы — это уже сила, которая меняет общество. Родительские ассоциации очень развиты на Западе. Нужна специальная площадка для диалога между психиатрами, родителями и педагогами.
Источник: xn----7sbb3bfchl3b4c4d.xn--p1ai/news/iz__a__vignali_v__b__ne_zachislili__shkola_vidavlivaet_nepohojih/
Песчаный зверь
..и таки правы...что убирают таких из класса...ибо таких в классе 1-2 человека....и они очень мешают усвоению материала остальным 28 человекав...или сколько их там....
дети с девиантным поведением...это проблема конкретных родителей...а не родителей всего класса....это конкретные родители...не смогли объяснить ребёнку норм поведения в обществе....хорошо если такой ребёнок не опасен для окружающих....а то бывают и такие, после которых пол класса инвалидами остаться могут...
Doe
Правы да? Школа по закону предоставляет равные права всем учащимся, а вы не подумали о том, что учителя могут сами натравливать детей друг на друга, что бы получать поборы?
Sondag
можно подумать...вот тока щаз они появились...а раньше не было...умные все стали..выучили на свою голову-облысели все...)) _
Песчаный зверь
..и раньше были...и их убирали....
у нас двое таких было в начальной школе....и один..как написал Бывший учитель...был не просто с девиантным поведением..а садист...
Sondag
у нас...типа..паиньки в школе были...хотя стояли на учете в детской комнате..но в школе -ни-ни...
Песчаный зверь
..у вас паиньки...а у нас непаиньки...два мальчика были с пробитой головой..а девочке глаз ножницами выколол.....
и его из двух школ до этого попросили забрать....прежде.чем он к нам попал....а родители всё в нормальную школу пытались его впихнуть....хотя ему среди нормальных делать было нечего...
Bien aimee
по вопросу педагогической запущенности, неуравновешенных - не во всех, но в некоторых школах есть специальные коррекционные классы, в которые определяют по заключению психолого-медико-педагогической комиссии и по желанию родителей... дети учатся в школе, общаются со сверсниками... но в классе их максимум до человек....
помимо учителя с ними постоянно работают псхологи, социальные педагоги.... так что это все непросто... выпишнули из класса и все... только по согласию родителей
Мицуко
У нас 5-ый класс. Из школы выгоняют. Основной аргумент - она ЕГЭ не сдаст:)
Мицуко
В линолеум закатать их что ли?
Sondag
против системы хрен попрешь...берегите ребенка
Knowledge is power
садизм, конечно (или - какой другой..изм, но здесь - неважно):
готовите план (по работе как с ребёнком, так и с теми, кто его "притесняет"),
и - приступаете к его исполнению.
Подробностей Вашей ситуации - незнаю, потому предлагать конкретные шаги не стану.
Ребёнок - Ваш, и пока его судьба в Ваших руках.
Насчёт линолеума - проще будет по одному.
Удачи!
Житель деревни Гадюкино
ни ахренили...потому как это ГИА - ЕГЭ стало главным и практически единственным показателем работы школы/учителя
remi
Три раза и с тремя буквами ППППП
Sondag
Ваше мнение учтено...))))
remi
Угу.. и говорим тока по теме)))
remi
Да я как вспомню школу...
Мне нравилась училка, что мне говорила, точнее орала..
- А что ты на меня смотришь своими огромными глазами, как на врага народа.. Ну так.. нормалек))
Sondag
нам историчка велела конституцию конспектировать
remi
Те повезло.. Мне (уже писала тут) историчка..старая коммунистка и как она нам говорила, что прошла всю войну и осталась девочкой!, так вот она мне поставила 3 по истории за то. что моя бабушка верила в бога..
Я, пионерка, должна была ее (80 лет) перевоспитать...
Так что вот..
remi
Я до сих пор в ауте.. То ль от ее неприкасаемости, толь от моей первой тройки))
remi
Ну это понятна)) учетом моих родителей и моей той тройки... Не забуду никогда ((
циничная бяка
и нас заставляли таких "уважать":))))))))))))))))))
Туманова
Нужная вещь, потом им же и цитировать все время, а еще уголовный кодекс хорошо конспектировать и им потом их же пугать. Погорячилась училка. У мну дочка в первых классах на отлично училась по русскому и по математике вообще хорошо шло так...пошла в гимназию математика скатилась на 3. Грит, боюсь училку, грит орет сильно. Я к ней. Почему, спрашиваю так, ведь до этого математика была любимым предметом, может она скоро писаться на ваших уроках будет?!... Она почему то так испугалась. Злоба как рукой снялась, видимая, осталась затаенная. Как вспомню школу эту..так вздрагиваю....
Димм
У нас в школе (обычная школа в Подмосковье) была учительница математики (бывшая одновременно методистом в гороно), которая слабым в математике ученикам презрительно сощурив глаза сквозь зубы часто произносила фразы "Ты туп и глуп!" или "Гениальный нашелся...". Сколько презрения было в этих словах...
И это в 4 и 5 классах обычной средней школы, причем никаких детей с отклонениями в классе не было, все обычные.
Супержурналист
Ох, уж эти "методисты" из РОНО, ни дня не работавшие учителями. Ущербные люди...
Валюшка_777
когда садист будет стоять перед педсоветом, заикаться и потеть от страха - фиг кто поверит, что он девочек в пах бьет...скажут - буллинг со стороны иродов-учителей
Бывший Учитель
поверят - не поверят вообще не должно волновать. опасен, буен - под замок и в попу укольчики.
Sondag
нахрена тебе это? переводи в экстернат
oliaroz
Экстернат по особым показаниям, а он самый обычный. Платное обучение не все могут себе позволить. Да и почему собственно? Все учатся в общеобразовательных школах, мальчишке нужно общение!
Sondag
нифига...никаких особых показаний...а общаться может по интересам
oliaroz
Объясни мне темной без распальцовки, в эту школу нас взяли, во всех других отказали по разным мотивациям, в школе не ведутся ни электронные дневники, ни ознакамливают с журналом, школа с названием - Школа Здоровья в которой всем ставят диагнозы, и от чего либо "лечат" не хотите "лечится" идите в другую но по собственной инициативе, большего администрация предложить не может, обращение в выщестоящую инстанцию можно использовать как последнюю меру но после нужно сразу же уходить - житья не дадут или подведут мальчишку участвующего в Олимпиадах по математике под второй год. Я все это прекрасно понимаю.
Скажи как мне перевести его на бесплатный экстернат?
Sondag
а скока щаз стоит экстернат?звонила в 204-ю? у них огромный опыт
oliaroz
А где 204? мы живем ЗАО, мальчишка пол-года в Москве, я сама не отпущу его в третьем классе по Москве мотаться, школа то в нашем квартале, он себя в обиду не дает, а я соответственно защищаю от диагнозов, вот и вызываем злобу и ненависть.
Мне просто интересна цель - ну если хотят денег, так пусть тарифы назначат я все могу понять но в твердых цифрах
Sondag
у Савеловского...в экстернат каждый день не ездят...
я не знаю...тебе видней...
oliaroz
ладно встретимся - поговорим
камень морион
есть семейное образование- напишите заявление, обязаны принять. индивидуальное оразование есть. Жалобу на Семеновскую и Астахову - провнрено на травлю - проверено вздр..ка им будет хорошая.на экзаменах имете право присутсвия чтоб не завалили.
oliaroz
Ага а потом вздрючат моего ребенка, он то у них останется
камень морион
нет 1 они боятся бумажек. А Астаховцы регируют хорошо
oliaroz
Где вы раньше были? месяц до окончания третьего класса остался
камень морион
время есть!после экзаменов будет уже поздно и ничего не докажитпе
oliaroz
А что надо доказать? Моих письменных обращений к директору нет, она так и сказала, вы ни на что не жаловались.
Тесты и контрольные он сдает на четверки, посмотрим что у нас будет с переводом в четвертый класс, слова к делу не пришьешь, нужны доказательства!
камень морион
а почему нет письменныхобращений? со школой только официоз. секретарь ксеропию вам отдает со штампиком.это и есть доки
oliaroz
Просто опускаться до склок не хотелось, я была рада что сына перевела и что он со мной будет, не хотелось отношения портить
Bien aimee
семейное образование - это когда мама или папа сами учат или нанимают учителей... а ребенок все время находится дома... хотя кому как... за семейное родителям оплачивают...
камень морион
В москве оплачивают. нужно ттолько написать заявление и вы там. началка не более 12 аттестаци
Bien aimee
не все школы берут...
у кого эта услуга прописана в уставе, также как и экстернат...
камень морион
семейное ОБЯЗАННО быть прописанно. если нет - обращение на семеновскую и оно будет прописанно) за свои права надо бороться но не все хотят
Показано с 61 по 120 из 237 комментариев
слово-то какое. не то боулинг, не то булимия.
а по сути - не логичнее ли учитывать интересы большинства? одна ситуация, когда в общем классе опорник или слабослышащий, и совсем другая - гипертим-садист.