Квоты. Таможенный Союз

Ответы на вопросы участников интернет-брифинга, касающиеся получения квот на привлечение иностранной рабочей силы, а также привлечения граждан из государств Таможенного Союза.

Эксперты данной темы:
Болдырев Сергей Иванович – бизнес-консультант, имеет дипломатический ранг советника 1 класса и квалификационный
чин государственного советника РФ 3 класса, директор программ НП Международного Альянса «Трудовая Миграция».
Волох Владимир Александрович – к. полит. н., Председатель Общественного Совета при ФМС России, заместитель заведующего кафедрой управления миграционными процессами Государственного университета управления, член научно-экспертного Совета НП «Международный альянс «Трудовая миграция».
Володин Евгений Владимирович – юрист-консультант по миграционным вопросам, руководитель Отдела правовой поддержки юридических лиц Группы Компаний «ОСТ», член научно-экспертного Совета НП «Международный альянс «Трудовая миграция».


ВОПРОС: Добрый день! У нас возникли проблемы с Квотированием рабочих мест для иностранцев на 2011 год. Нам пришел отказ из Центра занятости, в котором написано, что ваша заявка на квоту 2011 отклонена. Причина: г) отсутствие возможности обеспечения иностранных работников жильем в населенных пунктах, в которых предполагается привлечение этих работников работодателями.

Наши иностранные работники не нуждаются в том, чтобы мы им снимали жилье. Каким образом и когда мы можем подать документы на корректировку Квоты? Какие документы, доказывающие, что мы снимаем жилье, мы можем предоставить, чтобы нам одобрили Квоту?
Наталья К., г. Москва

ОТВЕТ: Уважаемая Наталья! В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2006 г. №108 «О миграционном учете Иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» и изменениями, внесенными в него Федеральным законом от 23 декабря 2010 г. №385-ФЗ стороной, принимающей иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, являются: гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится).

Таким образом, работодатель теперь непосредственно не отвечает за жилищное обустройство нанятого им иностранного работника, однако при оформлении кадровых документов он обязан убедиться, что этот работник проживает на законных основаниях, т.е. имеет соответствующий договор с арендодателем по конкретному адресу и поставлен там этим арендодателем (принимающей стороной) на миграционный учет.

При подаче документов на получение квоты на привлечение иностранных работников работодатель, в случае отсутствия в населенном пункте возможности обеспечения иностранных работников жильем, должен представить в уполномоченный орган (Центр занятости) подтверждение о наличии жилья для нанимаемых иностранных граждан (договор о найме (поднайме) жилья или договор о праве собственности на жилье, если оно находится в собственности работодателя).

Документы на корректировку квоты необходимо без задержки (чем раньше, тем лучше) подать в Центр занятости. Прежде всего заявку по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 13.07.2010 г. №514н., а также документ, подтверждающий обеспечение иностранных работников жильем. Остальные документы те же, что и при предыдущем обращении.

ВОПРОС: Добрый день. Хотела бы задать вопросы авторитетным экспертам по теме трудоустройства иностранных граждан. Могут ли работодателю отказать в квоте из-за отсутствия возможности обеспечения иностранного работника жильем? Что делать, если иностранный сотрудник необходим компании, а квоту не дали. Как можно легально принять данного человека? Заранее спасибо. Кашковская Ольга Витальевна, Менеджер по персоналу, г. Москва

ОТВЕТ: Уважаемая Ольга Витальевна, благодарю за интересный вопрос!

Согласование потребности в привлечении иностранных работников и предложений по объемам квот осуществляется в субъектах Российской Федерации межведомственными комиссиями по вопросам привлечения и использования иностранных работников (далее – межведомственные комиссии), образованными заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами Федеральной миграционной службы, государственными инспекциями труда, трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации.

Состав межведомственных комиссий утверждается высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).

Деятельность межведомственных комиссий регулируется положениями, утверждаемыми высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).

Например, постановлением Правительства Москвы от 9 октября 2007 г. № 874-ПП «О Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 г. № 783 и в целях проведения работы по привлечению и использованию иностранных работников были утверждены положение о Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников и состав этой Межведомственной комиссии.

Уполномоченные органы субъектов Российской Федерации ежегодно до 25 июня, направляют на рассмотрение межведомственных комиссий:
а) сведения о потребности работодателей в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками;
б) заключения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о целесообразности заявленных работодателями объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников;
в) заключения по результатам рассмотрения заявок работодателей территориальными органами Федеральной миграционной службы;
г) информацию государственных инспекций труда о нарушениях трудового законодательства, допущенных в предыдущем и текущем годах работодателями, предусматривающими привлечение иностранных работников, а также об устранении выявленных нарушений;
д) информацию о результатах оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в предыдущем году.
Межведомственные комиссии ежегодно до 10 июля рассматривают представленные уполномоченными органами субъектов Российской Федерации материалы и принимают решение о целесообразности предусматриваемых работодателями объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников.

По решению межведомственных комиссий объемы привлечения иностранных работников, предусматриваемые работодателями, могут быть уменьшены, а их заявки отклонены полностью или частично по следующим основаниям:
а) наличие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации;
б) наличие у работодателя, предусматривающего привлечение иностранных работников, неустраненных нарушений порядка привлечения и использования иностранных работников, допущенных при выполнении квот в предыдущем и текущем годах;
в) наличие у работодателя, предусматривающего привлечение иностранных работников, непогашенной задолженности по оплате труда работников за период, превышающий три месяца, а также выявленных государственной инспекцией труда и неустраненных нарушений трудового законодательства в предыдущем и текущем годах;
г) отсутствие возможности обеспечения иностранных работников жильем в населенных пунктах, в которых предполагается привлечение этих работников работодателями.

В случае отклонения полностью или частично заявок работодателей комиссии уведомляют их в 10-дневный срок о принятом решении в письменной форме с указанием оснований такого решения. Работодатели вправе обжаловать решения межведомственных комиссий в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Кроме этого необходимо учитывать, что отдельными подзаконными актами может быть установлен перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан, на которых квоты не распространяются. Например, приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 28 июня 2010 г. N 482н г. Москва "О внесении изменений в приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. N 1010н "Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан - квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты не распространяются, на 2010 год".

Необходимо также учитывать, что квоты не распространяются на иностранных граждан - высококвалифицированных специалистов
.

ВОПРОС Скажите, пожалуйста, имеются ли какие-либо квоты на приезжих эмигрантов-специалистов, которые составляют реальную конкуренцию специалистам жителям Петербурга? Николай, Директор по рекламе, маркетингу, PR, г. Санкт-Петербург

ОТВЕТ: Уважаемый Николай! Очевидно, Вы имели в виду, существуют ли в законодательстве ограничения для работодателей на привлечение иностранных специалистов, которые могут своими знаниями конкурировать с отечественными специалистами.

В соответствии с п. 3 ст. 18.1 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу.

На 2011 год такая квота установлена Правительством РФ в количестве 1 745 584 разрешений на работу.

В настоящее время возможностей привлечь иностранных граждан, получив разрешение на работу вне квоты, несколько:

1) Оформление статуса высококвалифицированного специалиста при условии получения заработной платы (вознаграждения) за год не менее чем 2000 000 рублей. Если работодатель согласен платить такую зарплату иностранному специалисту, разрешение на работу тому выдается без учета квоту и предоставляется ряд преференций по сравнению с другими иностранными работниками.
2) Оформление на работу иностранного работника на должность или по профессии, на которые квоты на выдачу разрешений на работу не распространяются. Перечень таких должностей, профессий утверждается ежегодно Приказом Минздравсоцразвития РФ. На 2011 год такой перечень еще не утвержден. Имеется только проект приказа, с которым Вы можете ознакомиться на сайте Минздравсоцразвития РФ, пройдя по следующей ссылке »
3) Оформить на работу иностранного гражданина, статус которого не требует получения разрешения на работу и оформления разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Перечень иностранных граждан, обладающих данным статусом указан в п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В настоящее время в данном перечне присутствуют в том числе иностранные граждане:
- постоянно проживающие в Российской Федерации (имеющие вид на жительство);
- являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;
- обучающиеся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющие работы (оказывающих услуги) в течение каникул;
- обучающиеся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающие в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;
- приглашенные в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях);

ВОПРОС: Правда ли, что принят закон, разрешающий с 01.07.2011 года работать по Таможенному союзу без Разрешений на привлечение иностранной рабочей силы? Аппоева Светлана, Начальник отдела кадров, г. Алматы.

ОТВЕТ: Уважаемая Светлана! Вступившие в силу с 01.07.2010 г. нормы миграционного законодательства непосредственно не касаются граждан государств, входящих в Таможенный союз (Беларусь, Казахстан, Россия). Как и прежде, для привлечения и использования в Российской Федерации граждан Беларуси и Казахстана работодателю не требуется оформлять разрешение на привлечение и использование иностранных работников, т.к. этот документ необходимо получать только при привлечении граждан из государств с визовым режимом въезда в Российскую Федерацию (дальнее зарубежье).

В настоящее время для регулирования взаимных поездок и осуществления трудовой деятельности гражданами государств Таможенного союза ведется разработка соответствующих соглашений. Фактически, речь идет о предоставлении гражданам Казахстана того же статуса, что уже давно действует между Россией и Беларусью в рамках Союзного государства, согласно которому права обоих государств в осуществлении трудовой деятельности взаимно уравнены.

ВОПРОС: Нами была подана заявка о потребности рабочей силы на 19 человек (СНГ безвизовые ИР) и мы получили информационное письмо из Департамента Труда и Занятости населения г. Москвы о том, что наша заявка включена в предложение по формированию квоты и, что итоговые результаты будут утверждены в установленные сроки (как, когда?? В письме не указано). Нужно ли ставить на миграционный учёт работника гражданина Беларусь? Иванов Андрей Вячеславович, Менеджер по персоналу, г. Москва

ОТВЕТ: Уважаемый Андрей Вячеславович! Необходимую Вам информацию Вы можете на официальной сайте Роструда.

Вас должны интересовать Приказы "Об утверждении уточненных сведений о рабочих местах, на которые предполагается привлечение иностранных работников в 2011 году". На Москву в настоящее время информация отсутствует.

Граждане Республики Беларусь подлежат постановке на миграционный учет на общих основаниях с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.

Проблема с работниками-белорусами возникнет, когда Вы захотите, заключив с ними трудовой договор продлить им срок пребывания свыше 90 суток. Основанием для такого продления в соответствии с законодательством является разрешение на работу…
С уважением, Евгений Володин


 Комментарии здесь уместны:
Соседние темы:

Новые темы:
Поговорить  »  Трудовая миграция  »