ОТВЕТ: Уважаемые Анна Валерьевна, Ирина Владимировна, Александр и представители компаний, являющихся принимающей стороной для своих иностранных работников, а также использующих свои юридические адреса для постановки иностранных граждан на миграционный учет по месту пребывания.
Процедура и правила осуществления миграционного учета иностранных граждан в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 18.07.2006г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
В соответствии с п./п. 2 п. 2 ст. 20 Закона временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат постановке на учет по месту пребывания по истечении трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания. Обращаю Ваше внимание - прибытия в место пребывание, а не въезда в Российскую Федерацию.
Для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания принимающая сторона представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением.
С 15.02.2011 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 23.12.2010г. № 385-ФЗ, вносящим изменения в том числе в установленные правила миграционного учета процедура будет выглядеть следующим образом:
1. В действующей редакции Закона принимающая сторона – «гражданин РФ, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится), либо в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства работает» (п./п. 7 п. 1 ст. 2 Закона). Эта формулировка позволяет выступать в качестве принимающей стороны в работодателю иностранного гражданина.
В новой редакции Закона фраза «либо в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства работает» изъята из текста.
Таким образом, фактический работодатель может быть принимающей стороной только в случае, если иностранный гражданин проживает в помещении, имеющем юридическую привязку к организации – работодателю (свидетельство на право собственности или договор аренды).
2. В действующей редакции Закона место пребывания иностранного гражданина – «жилое помещение, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится» (п./п. 4 п. 1 ст. 2 Закона), что позволяет указывать местом пребывания юридический адрес организации - работодателя даже в случае, если иностранец проживает по другому адресу.
В новой редакции Закона место пребывания – «жилое помещение или иное помещение (здание, строение), используемые с согласия принимающей стороны таким иностранным гражданином для проживания», то есть место жительства.
Таким образом, в уведомлении о прибытии иностранного гражданина необходимо будет указывать адрес фактического места жительства иностранного гражданина. Уведомления же о прибытии иностранного гражданина в место пребывания подаются в орган ФМС по месту пребывания иностранного гражданина, так что возможно вам придется уведомлять другое подразделение ФМС России нежели то, которое уведомляете сейчас.
Срок постановки на миграционный учет не изменится, и по-прежнему будет составлять 3 рабочих дня со дня прибытия в место пребывания.
Юридические лица, указывающие свой юридический адрес при постановке на миграционный учет иностранных граждан, фактически проживающих по другим адресам будут привлекаться к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.27 КоАП РФ (Представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранном гражданине или о лице без гражданства либо подложных документов принимающей стороной), что влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
- на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей.
3. В настоящее время в соответствии с п. 2 ст. 23 Закона принимающая сторона в случае убытия иностранного гражданина из места пребывания обязана в течение 2-х дней направить отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в соответствующий орган миграционного учета. После чего орган миграционного учета снимает иностранного гражданина с миграционного учета. В случае неисполнения указанной обязанности возможно наступление административной ответственности в виде штрафа в размере от 400 до 500 000 рублей для юридического лица, от 40 000 до 50 000 рублей для должностного лица (ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ).
В новой редакции Закона указанная обязанность отсутствует. Снятие иностранного гражданина с миграционного учета будет производиться после получения информации органами миграционного учета:
- о постановке иностранца на учет по новому месту пребывания (в случае, если он переехал по другому месту фактического жительства. Предполагается сообщение указанной информации органом миграционного учета по новому месту пребывания в орган миграционного учета по старому месту пребывания);
- о выезде иностранного гражданина из РФ (предполагается сообщение информации органами пограничного контроля в органы миграционного учета по месту пребывания.
В Проекте Приказа ФМС России «О внесении изменений в Административный регламент по оказанию государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» процедуру регламентируют следующие пункты:
п. 63. При выезде иностранного гражданина из Российской Федерации либо при убытии из одного места пребывания в другое место пребывания на территории Российской Федерации отрывная часть уведомления о прибытии остается у иностранного гражданина.
п. 63.1. По прибытии в новое место пребывания отрывная часть бланка уведомления о прибытии передается иностранным гражданином принимающей стороне по новому месту пребывания на территории Российской Федерации для последующей передачи (направления) в территориальный орган ФМС России по новому месту пребывания одновременно с уведомлением о прибытии и документами, предусмотренными пунктом 55 Административного регламента.
ОТВЕТ:Уважаемая Елена! Насколько я понимаю, речь идет об иностранном гражданине из государства с безвизовым режимом въезда. Если иностранный гражданин находится на территории Российской Федерации, ответственность за это несет принимающая сторона. В Вашем случае физическое лицо. По какой статье КоАП не скажу точно, но это ст. 18.9 часть либо 2, либо 3, либо 4 в зависимости от ситуации. Сумма административного штрафа от 2 000 до 4 000 рублей.
В законодательстве не предусмотрены санкции за привлечение к трудовой деятельности незаконно находящегося в Российской Федерации иностранного гражданина. Вот если у него нет разрешения на работу – тогда см. 18.15 ч.1 КоАП РФ.
Уважаемый Евгений Владимирович!
На один из вопросов наших клиентов-работодателей пока не поступил ответ. Прокомментируйте его, пожалуйста:
Вопрос по поводу изменений в миграционном учете. Не очень понятно как поступать работодателю при регистрации работников, работающих в области строительства. Ведь как всем известно основная масса работников регистрируется на юр.адрес организации, а проживает в вагончиках, находящихся при стройках. Как в дальнейшем их регистрировать? Во многих случаях адресов у вагончиков нет, тем более договора аренды на них тоже нет - это собственность организации. В этом случае я вижу только один абсурд и получается все останутся без регистрации, т.е. нарушающими закон. Какой выход можете подсказать? Менеджер по персоналу, Людмила.