Визы. Ответственность за нарушения

Публикуем ответы на вопросы участников интернет-брифинга, касающиеся привлечения, оформления и использования труда иностранных граждан с визовым режимом пребывания, а также сложные случаи при оформлении на работу иностранных специалистов.

Эксперты данной темы:
Болдырев Сергей Иванович – бизнес-консультант, имеет дипломатический ранг советника 1 класса и квалификационный
чин государственного советника РФ 3 класса, директор программ НП Международного Альянса «Трудовая Миграция».

Володин Евгений Владимирович – юрист-консультант по миграционным вопросам, руководитель Отдела правовой поддержки юридических лиц Группы Компаний «ОСТ», член научно-экспертного Совета НП «Международный альянс «Трудовая миграция».

ВОПРОС: Если разрешение на работу – г. Москва, имеет ли право иностранный сотрудник работать в Московской области? Широкая Ирина Юрьевна, Менеджер по персоналу, г. Балашиха.

ОТВЕТ: Уважаемая Ирина Юрьевна! В соответствии с п. 4.2 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу.

Однако установлены случаи осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином, временно пребывающим (проживающим, то есть имеющим разрешение на временное проживание в Российской Федерации) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу.

В настоящее время они регламентированы Приказом Минздравсоцразвития от 28 июля 2010 г. N 564н «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)».

Один из таких случаев – служебная командировка. При этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу в случае, если иностранный гражданин выполняет работы по перечисленным в приказе профессиям и должностям.

В случае нарушения установленной нормы в действиях работодателя могут быть усмотрены признаки административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, что влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере от 250 000 рублей.

ВОПРОС: Какие неквотируемые должности утверждены на 2011 год? Соколова Ольга, Заместитель начальник отдела, г. Москва

ОТВЕТ: Уважаемая Ольга! В настоящее время Приказ Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан - квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты не распространяются, на 2011 год» не опубликован. Проект данного Приказа размещен на сайте Минздравсоцразвития РФ. Найти его можно по этой ссылке.

ВОПРОС: Здравствуйте! Наша компания занимается международными грузоперевозками. Рассматриваем вариант приема на работу на должность водителей, НЕ ГРАЖДАН Латвии. Какой порядок оформления? Куда следует обращаться? Какие документы предоставлять? И есть ли льготы при оформлении именно этой категории? Арифи Фарид, Руководитель, г. Москва.

ОТВЕТ: Уважаемый г-н Арифи Фарид! В соответствии со ст. 24 ФЗ РФ от 15.08.1996г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.06.2008г. № 977 «О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации лиц без гражданства, состоявших в гражданстве СССР и проживающих в Латвийской Республике или Эстонской Республики» лица без гражданства, состоявшие в гражданстве СССР и проживающие в Латвийской Республике или Эстонской Республике, осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации без оформления виз по следующим действительным документам:
- лица, проживающие в Латвийской Республике, - по паспорту негражданина, выданному соответствующим органом Латвийской Республики;
- лица, проживающие в Эстонской Республике, - по паспорту иностранца, выданному соответствующим органом Эстонской Республики.
Таким образом, указанная категория иностранных граждан прибывает в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.

Трудовая деятельность иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, регламентирована ст. 13.1 Федерального закона Российской Федерации от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 13.1 Закона иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, вправе сам обратиться в органы федеральной миграционной службы с заявлением о выдаче ему разрешения на работу.

В соответствии с 9 ст. 13.1 Закона работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, при наличии у данных иностранных граждан разрешения на работу, но с обязательным уведомлением территориального органа исполнительной власти в сфере миграции (УФМС России в регионе) и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ (Управления службы занятости в регионе), о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками и предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Таким образом, в настоящее время Вы можете привлечь к трудовой деятельности указанного гражданина при условии наличия у него разрешения на работу по необходимому Вам виду деятельности.

В силу сферы деятельности Вашей организации обращаю Ваше внимание на ограничения, установленные Законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности вне субъекта в котором им выданы разрешения на работу.

ВОПРОС: Мы приняли на работу специалиста из Австралии, у него рабочая многократная виза сроком на один год, трудовой договор заключен на этот же период. Работник часто выезжает за пределы РФ в командировки. Необходима ли каждый раз при въезде в РФ из командировки регистрация по месту проживания? Какой механизм продления визы, если компания заинтересована в продолжении трудового договора с работником сроком до 5-ти лет? Митяева Наталья Любомировна, Начальник отдела кадров, г. Санкт-Петербург

ОТВЕТ: Уважаемая Наталья Любомировна! Правила и порядок осуществления миграционного учета иностранных граждан в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 18.07.2006г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

В соответствии с п./п. 2 п. 2 ст. 20 Закона постановке на учет по месту пребывания подлежат в том числе временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.

Обязанность по уведомлению органов миграционного учета о прибытии иностранного гражданина лежит на принимающей стороне.

Вместе с тем Закон устанавливает ряд категорий иностранных граждан, которые не подлежат учету по месту пребывания.
Это в том числе иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию на срок не более трех дней (п./п. 5 п. 6 ст. 20 Закона).

В случае, если Ваш иностранный сотрудник предполагает находиться по месту проживания менее 3-х рабочих дней постановка на миграционный учет не является обязательной. В противном случае это необходимая процедура, за невыполнение которой принимающая сторона может быть привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.9 КоАП РФ, либо ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ (выбирайте), что влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере до 500 000 рублей.

Процедура продления визы возможна в случае, если ежегодно Ваша организация получает разрешение на привлечение и использование иностранных работников, на основании которого оформляет данному конкретному гражданину разрешение на работу, что предполагает ежегодное прохождение процедуры «квотирования» и не гарантирует возможность стабильного сотрудничества с данным иностранным специалистом.

Выходом из данного положения может послужить оформление иностранному работнику статуса высококвалифицированного специалиста (что предполагает уровень заработной платы не менее 2 000 000 рублей в год, но позволяет оформить разрешение на работу сроком на 3 года с возможностью продления неограниченное число раз на срок действия заключенного трудового контракта и получить многократную рабочую визу на срок действия разрешения на работу. Преференции высококвалифицированных специалистов Вы можете посмотреть в моем ответе на вопросы по теме ВКС).

ВОПРОС: Здравствуйте. Принимаем на работу иностранного гражданина (визовый режим), трудовой договор бессрочный. Закончилось разрешение на работу и рабочая виза. Если его не уволили в срок, и он продолжает работать, какие санкции и штрафы ждут фирму и со стороны каких органов (ФМС и тд), только обязательно с ссылкой на статью закона. Семенова Светлана Владимировна, Менеджер по персоналу, г. Москва.

ОТВЕТ: Уважаемая Светлана Владимировна! Попробую выстроить последовательную цепочку развития событий при неблагоприятных для Вас условиях (если о Вашей ситуации узнают сотрудники подразделений иммиграционного контроля).

1) Закончилось разрешение на работу.
В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.

В отсутствии у иностранного гражданина действительного разрешения на работу могут быть усмотрены:
Со стороны организации работодателя признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ («Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина при отсутствии у этого иностранного разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом»), - влечет наложение административного штрафа
- на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
- на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей
- либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Со стороны иностранного гражданина признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.10 КоАП РФ. («Осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу, если такие разрешение требуются в соответствии с федеральным законом»), - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Истечение срока действия разрешения на работу может свидетельствовать об истечении срока действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Если это имеет место в Вашей организации – в данном случае могут быть усмотрены признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ («Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников»), что влечет наложение административного штрафа
- на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
- на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей,
- либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2) Истек срок действия визы.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы.

Согласно п. 2 ст. 5 Закона временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы, либо ему выданы новая виза…

В соответствии со ст. 33 Закона иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В данной ситуации в действиях иностранного гражданина могут быть усмотрены признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ (Нарушение иностранным гражданином правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, а равно в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

В действиях работодателя, если он заявлял себя в качестве принимающей стороны, могут быть усмотрены признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.9 КоАП РФ (Нарушение должностным лицом организации (независимо от формы собственности), принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина, обеспечивающей его обслуживание или выполняющей обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан, установленного порядка оформления документов на право их пребывания, проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы - влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
- на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

ВОПРОС: В соответствии с законом от 19.05.2010 г. N 86-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" при представлении в ФМС иностранным гражданином трудового договора в разрешение на работу вносятся реквизиты работодателя, с которым иностранным гражданином заключен трудовой договор.

Обязанность по внесению данных изменений в разрешение на работу возложена на иностранного гражданина. Вопрос: Какие санкции ожидают работодателя в случае, если иностранный гражданин не внес в разрешение на работу данного работодателя?

Предусмотрена ли ответственность работодателя в случае выявления в его штате иностранных работников, у которых обнаружены поддельные разрешение на работу, регистрация, миграционная карта или паспорт? Кашина Оксана, Менеджер по персоналу, г. Москва

ОТВЕТ: Уважаемая Оксана! В настоящее время в законодательстве отсутствуют санкции в отношении работодателя и иностранного гражданина за «невнесение изменений» в разрешение на работу последним в случае заключения им нового трудового договора. Также не является основанием отказа сотрудниками органов ФМС России в приеме документов на внесение изменений в разрешение на работу в случае нарушения установленного Законом срока в 7 рабочих дней.

Полагаю, в ближайшее время Законодательная власть это упущение исправит.

В случае выявления в Вашем штате иностранных работников с поддельными документами, если эти документы – паспорт и миграционная карта ответственность наступает, как правило, в отношении иностранного гражданина и лица, изготовившего эти документы.

В случае, если этот документ – отрывная часть бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина – ответственность для Вас может наступить, если Вы указаны как принимающая сторона и внесли в уведомление заведомо ложные сведения о миграционном учете (сведения об организации, месте пребывания иностранного гражданина и пр.).

В случае, если этот документ – разрешение на работу, – как правило, привлекается иностранный гражданин и лицо, изготовившее документ. Во избежание рисков привлечения к административной ответственности рекомендую перед приемом иностранного сотрудника на работу направить запрос по месту выдачи разрешения с просьбой о проверке подлинности.
С уважением, Евгений Володин.

ВОПРОС: Какая ответственность для ИП за неофициальное трудоустройство мигранта? Если для личного ремонта я привлек иностранца СНГ, какая ответственность? Какие условия трудоустройства существуют для Белорусов и Украинцев? Как правильно оформить белоруса на работу? Лукашенок Дарья, Менеджер по персоналу, г. Санкт-Петербург.

ОТВЕТ: Доброго дня, уважаемая Дарья! Обо всем понемногу.

1. За административные правонарушения в сфере обеспечения режима пребывания и осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами в Российской Федерации лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица (Примечание к Главе 18 КоАП РФ).

В случае, если под неофициальным трудоустройством мигранта Вы имеете в виду его трудовую деятельность при отсутствии разрешения на работу – такое правонарушение в соответствии с ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ влечет административную ответственность в виде штрафа:
- на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
- на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
- на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей,
- либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Граждане Российской Федерации имеют право привлекать к трудовой деятельности для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Процедура привлечения иностранцев на основании патента регламентирована ст. 13.3 Федерального Закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Таким образом, Вы имеете возможность привлечь как частное лицо иностранцев из государств с безвизовым режимом въезда для «личного ремонта» при условии наличия у них патента. Что это такое – красочно расписано на официальном сайте ФМС (рекомендую просмотреть короткометражный фильм, размещенный там же о счастливой жизни иностранцев, работающих по патенту - называется «Видеопрезентация для иностранных граждан, желающих оформить патент на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации» - на главной странице справа посередине).

3. В соответствии со статьей 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан от 25 декабря 1998 года договаривающиеся стороны обеспечивают гражданам России и Беларуси равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях России и Беларуси.

Согласно пункту 1 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России N 4 "О равных правах граждан на трудоустройство оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий" от 22 июня 1996 года порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы, действующий на основе национального законодательства, в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.

Таким образом, привлечение к осуществлению трудовой деятельности на территории Российской Федерации граждан Республики Беларусь осуществляется на общих основаниях с гражданами Российской Федерации без применения закрепленного в законодательстве Российской Федерации порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы.

4. Гражданам Украины для осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации необходимо разрешения работу. Процедура привлечения и использования к трудовой деятельности граждан Украины не отличается от общепринятой для граждан из государств с безвизовым режимом въезда (за исключением, разумеется, белорусов).


 Комментарии здесь уместны:
Соседние темы:

Новые темы:
Поговорить  »  Трудовая миграция  »