Натюрморт. Метаморфозы. Диалог классики и современности
2 ноября — 24 февраля 2013
Министерство культуры РФ | Государственная Третьяковская галерея
Крымский Вал, 10, залы № 60–61
Схема проезда, режим работы
Крупнейшая выставка сезона посвящена натюрморту – наиболее концептуальному жанру изобразительного искусства. Внешне бессюжетный, этот жанр является одним из самых философских, отражая все многообразие связей человека с миром вещей. Впервые в отечественной выставочной практике демонстрируются различные типы натюрморта в русском искусстве XVIII–XIX веков и метаморфозы жанра в конце XX – начале XXI века. Цель проекта – показать смысловые и художественные особенности предметной среды в произведениях "старых мастеров" классической эпохи и ее образную трансформацию в современном искусстве.
В экспозицию включено около 200 произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, предметов быта из 17 музеев Москвы, Петербурга, Беларуси, Украины, а также из частных собраний. Многие из произведений, представленных на выставке, редко покидают музейные запасники, а некоторые экспонируются впервые.
До настоящего времени XVIII и XIX столетия остаются самой малоизученной эпохой в истории жанра; специалисты традиционно рассматривают данный период как лишенную самостоятельного значения предысторию расцвета натюрморта в первой половине XX века. Выставка призвана изменить подобные стереотипы восприятия.
Авторы проекта намеренно отказались от исторически-хронологического показа натюрморта. Каждый из разделов экспозиции посвящен одному из основных типов натюрморта, где определенные предметные мотивы и скрытые за ними смыслы играют определяющую роль в создании художественного образа.
Открывают экспозицию аллегорические натюрморты и натюрморты с атрибутами научных и художественных занятий. Сюжеты "vanitas" ("суета сует") и "memento mori" ("помни о смерти") не часто встречаются в русском искусстве, однако предметы, наделенные аллегорическим значением, нередко входят в изображения, посвященные науке и творчеству, символизируя краткость мирских удовольствий и пользу ученого труда. На выставке впервые представлены редкие образцы таких натюрмортов, относящиеся к XVIII веку, из собраний Исторического музея и музея-усадьбы "Кусково".
В разделы "Цветы и плоды" и "Кухни" и "трапезы" включены декоративные панно и картины с изображениями даров природы. Произведения с подобными мотивами также обладают не только декоративным, но и аллегорическим значением. Во второй половине XVIII и в первой половине XIX века в Академии художеств переживала расцвет живопись "плодов и цветов". Впервые перед московской публикой предстанет работа первого руководителя этого класса – Г. фон дер Минта ("Натюрморт с цветами". 1764. Частная коллекция, Санкт-Петербург). Большой интерес привлекут эффектные натюрморты классиков жанра И. Ф. Хруцкого, В. Д. Сверчкова, Ф. Г. Торопова.
Раздел "Натюрморт в портретах и жанровых картинах" представляет картины, где предметы обогащают смысловое содержание произведений, формируя семантическое пространство кабинета вельможи, ученого, знатной дамы. Вещи нередко "позируют" здесь наравне с героями, символизируя сословные идеалы, отражая нормы поведения, приметы быта, характеризуя профессиональные занятия. На специально отреставрированном к выставке единственном прижизненном портрете И. П. Кулибина (П. А. Веденецкий. 1818) изображены уникальные изобретения механика-самоучки.
Наиболее интерактивный и ироничный раздел выставки – "Фигурные обманки" – демонстрирует живописные и графические произведения, имитирующие материальные свойства природных объектов и рукотворных вещей. Впервые представлены публике вырезные книги-обманки начала XVIII века из личной коллекции Петра I, редкие образцы "кабинетных" натюрмортов 1730-х – 1740-х годов кисти Г. Теплова, П. Богомолова. Буквальное воплощение "вещественности" живописной иллюзии, переносящей зрителя в пространство усадебного театра и парка середины XVIII столетия – уникальные садовые фигуры-обманки.
Одно из открытий выставки – никогда не выставлявшиеся в Москве натюрморты харьковского художника-академиста и фотографа Е. И. Волошинова (1823–1913), в конце XIX – начале XX века изображавшего цветы и плоды не только в интерьере, но и в природной среде, следуя при этом традициям искусства середины XIX столетия.
В каждом разделе картины и рисунки классической эпохи экспонируются параллельно с работами известных художников второй половины XX – начала XXI века, в том числе инсталляциями и объектами. Это произведения И. Кабакова, В. Пивоварова, И. Макаревича, Б. Турецкого, В. Дубосарского, Т. Назаренко и других авторов. Беспрецедентный выставочный эксперимент позволит по-новому увидеть произведения, существующие в разных контекстах.
Особую игровую атмосферу в выставочном пространстве создаст анимационный ролик "Эффект бабочки", призванный показать актуальность классического натюрморта и его способность к трансформации в современном художественном мире.
К выставке изданы:
1. богато иллюстрированный альбом-каталог, включающий более 200 произведений, статьи кураторов, справочный материал;
2. брошюра, посвященная творчеству И. Ф. Хруцкого, из серии "Художник в Третьяковской галерее";
3. интерактивная образовательная книжка-игрушка для детей ""Цветы и плоды" Путешествие в картину";
4. игровой мультимедийный диск – виртуальный конструктор "Создай свой натюрморт".
Выставку будет сопровождать обширная культурно-образовательная программа.
На время работы выставки возобновляются "Четверги допоздна" – по четвергам выставка открыта до 22.00, кассы – до 21.30.
Лар_чик
А у нас навалило снега, а теперь начался самый мерзкий вариант +1, все подтаивает, а гололеееееед, ау, помогите, чем могите!))) Вот и приходится парить.... машинку правда муж по утрам чистит... пока не в рейсе))
Лар_чик
вопрос спорный.... если только есть кому машинку почистить))))
-Gala-
У нас тоже гололед... Для нас тоже странно тепло в этом году... Вчера снег с плюсовой температурой было, а ночью приморозило серьезно.... Так утром по кюветам машинки валялись....
Супержурналист
А куда вы дели одну милую сообщницу? Напишите в личку!)
Супержурналист
Там такие экспонаты есть неожиданные - портрет Кулибина с ЕГО ИЗОБРЕТЕНИЯМИ!
Лар_чик
Точно! Оружейный натюрморт)))
Супержурналист
А ведь по существу - это философская выставка. Но это надо ПОНИМАТЬ!)
Лар_чик
А чтобы понимать - хотелось бы увидеть. Но будет и на моей улице праздник!))
Лар_чик
Да, заходила и это здоровски, что можно за тысячи километров "сходить" на выставку, посмотреть. Но все же хочется воочию.)))
Лар_чик
Обязательно приеду проездом))))
Лар_чик
Собираюсь в апреле в отпуск через Москву)) Пока в планах))
Лар_чик
типа, мы мирные люди. но наш бронепоезд стоит на запАсном пути))
Супержурналист
Поэтому шутка про "морд" мне понравилась). А запас должен быть всегда.
Лар_чик
дааа, случаи бывают разные.... я против войн, но защитить себя и своих близких от выродков... ну не карандашом же это делать))
главбух бывший
Ну да, любим воевать, а потом смаковать и перемалывать, то, что натворили. и притом списываем все на ее величество "ВОЙНУ". Вот живет она где-то в дебрях и периодически выходит поохотиться. Прям как Змей Горыныч!
Лар_чик
нет, лучше пусть я буду "культурный страж"
Супержурналист
Был в прошлом веке художник Николай Егорович Сверчков...
Работы можно посмотреть на портале "Виртуальный Русский музей". А сейчас в Третьяковке...
Супержурналист
Там есть сейчас гениальнейшая работа "Натюрморт с барельефом Карла Линнея".
Это бесценный шедевр.
Супержурналист
Линней, как вы знаете, великий биолог. Знаток всего живого)
Показано с 61 по 120 из 124 комментариев
некоторые художники чаще любят писать натюрморты и пейзажи больше, чем портреты.
Как сказал один известный художник: "ни одно дерево никогда не пожалуется, что само на себя не похоже"