Натюрморт. Метаморфозы. Диалог классики и современности
2 ноября — 24 февраля 2013
Министерство культуры РФ | Государственная Третьяковская галерея
Крымский Вал, 10, залы № 60–61
Схема проезда, режим работы
Крупнейшая выставка сезона посвящена натюрморту – наиболее концептуальному жанру изобразительного искусства. Внешне бессюжетный, этот жанр является одним из самых философских, отражая все многообразие связей человека с миром вещей. Впервые в отечественной выставочной практике демонстрируются различные типы натюрморта в русском искусстве XVIII–XIX веков и метаморфозы жанра в конце XX – начале XXI века. Цель проекта – показать смысловые и художественные особенности предметной среды в произведениях "старых мастеров" классической эпохи и ее образную трансформацию в современном искусстве.
В экспозицию включено около 200 произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, предметов быта из 17 музеев Москвы, Петербурга, Беларуси, Украины, а также из частных собраний. Многие из произведений, представленных на выставке, редко покидают музейные запасники, а некоторые экспонируются впервые.
До настоящего времени XVIII и XIX столетия остаются самой малоизученной эпохой в истории жанра; специалисты традиционно рассматривают данный период как лишенную самостоятельного значения предысторию расцвета натюрморта в первой половине XX века. Выставка призвана изменить подобные стереотипы восприятия.
Авторы проекта намеренно отказались от исторически-хронологического показа натюрморта. Каждый из разделов экспозиции посвящен одному из основных типов натюрморта, где определенные предметные мотивы и скрытые за ними смыслы играют определяющую роль в создании художественного образа.
Открывают экспозицию аллегорические натюрморты и натюрморты с атрибутами научных и художественных занятий. Сюжеты "vanitas" ("суета сует") и "memento mori" ("помни о смерти") не часто встречаются в русском искусстве, однако предметы, наделенные аллегорическим значением, нередко входят в изображения, посвященные науке и творчеству, символизируя краткость мирских удовольствий и пользу ученого труда. На выставке впервые представлены редкие образцы таких натюрмортов, относящиеся к XVIII веку, из собраний Исторического музея и музея-усадьбы "Кусково".
В разделы "Цветы и плоды" и "Кухни" и "трапезы" включены декоративные панно и картины с изображениями даров природы. Произведения с подобными мотивами также обладают не только декоративным, но и аллегорическим значением. Во второй половине XVIII и в первой половине XIX века в Академии художеств переживала расцвет живопись "плодов и цветов". Впервые перед московской публикой предстанет работа первого руководителя этого класса – Г. фон дер Минта ("Натюрморт с цветами". 1764. Частная коллекция, Санкт-Петербург). Большой интерес привлекут эффектные натюрморты классиков жанра И. Ф. Хруцкого, В. Д. Сверчкова, Ф. Г. Торопова.
Раздел "Натюрморт в портретах и жанровых картинах" представляет картины, где предметы обогащают смысловое содержание произведений, формируя семантическое пространство кабинета вельможи, ученого, знатной дамы. Вещи нередко "позируют" здесь наравне с героями, символизируя сословные идеалы, отражая нормы поведения, приметы быта, характеризуя профессиональные занятия. На специально отреставрированном к выставке единственном прижизненном портрете И. П. Кулибина (П. А. Веденецкий. 1818) изображены уникальные изобретения механика-самоучки.
Наиболее интерактивный и ироничный раздел выставки – "Фигурные обманки" – демонстрирует живописные и графические произведения, имитирующие материальные свойства природных объектов и рукотворных вещей. Впервые представлены публике вырезные книги-обманки начала XVIII века из личной коллекции Петра I, редкие образцы "кабинетных" натюрмортов 1730-х – 1740-х годов кисти Г. Теплова, П. Богомолова. Буквальное воплощение "вещественности" живописной иллюзии, переносящей зрителя в пространство усадебного театра и парка середины XVIII столетия – уникальные садовые фигуры-обманки.
Одно из открытий выставки – никогда не выставлявшиеся в Москве натюрморты харьковского художника-академиста и фотографа Е. И. Волошинова (1823–1913), в конце XIX – начале XX века изображавшего цветы и плоды не только в интерьере, но и в природной среде, следуя при этом традициям искусства середины XIX столетия.
В каждом разделе картины и рисунки классической эпохи экспонируются параллельно с работами известных художников второй половины XX – начала XXI века, в том числе инсталляциями и объектами. Это произведения И. Кабакова, В. Пивоварова, И. Макаревича, Б. Турецкого, В. Дубосарского, Т. Назаренко и других авторов. Беспрецедентный выставочный эксперимент позволит по-новому увидеть произведения, существующие в разных контекстах.
Особую игровую атмосферу в выставочном пространстве создаст анимационный ролик "Эффект бабочки", призванный показать актуальность классического натюрморта и его способность к трансформации в современном художественном мире.
К выставке изданы:
1. богато иллюстрированный альбом-каталог, включающий более 200 произведений, статьи кураторов, справочный материал;
2. брошюра, посвященная творчеству И. Ф. Хруцкого, из серии "Художник в Третьяковской галерее";
3. интерактивная образовательная книжка-игрушка для детей ""Цветы и плоды" Путешествие в картину";
4. игровой мультимедийный диск – виртуальный конструктор "Создай свой натюрморт".
Выставку будет сопровождать обширная культурно-образовательная программа.
На время работы выставки возобновляются "Четверги допоздна" – по четвергам выставка открыта до 22.00, кассы – до 21.30.
Супержурналист
Иногда люди даже не представляют, от какого счастья и эстетического наслаждения отворачиваются, проходя мимо таких событий мирового уровня...(
Svetlana Aleksandrovna
Согласна. Но тем не менее есть категрия людей, которым это действительно не нужно. И они никогда не поймут всей ценности культуры. Любой. И кстати, нормальные люди, получившие хорошее образование, профессионалы в своем деле. Но, увы, не дано.
Супержурналист
Никто силой не тащит на выдающуюся выставку.
Больше места будет для знатоков)
главбух бывший
Для того, чтобы достойно оценить тот или иной шедевр, нужно, как минимум прочитать про автора, понять, что он хотел сказать, творя данный шедевр. А большинству некогда или....не хочется.
И еще многие предпочитают любоваться живой природой и получают колосальное наслаждение от этого. Поэтому не судите их строго.
главбух бывший
Третьяковка замечательное место. где можно побродить, подумать и полюбоваться.
Супержурналист
А ты не рисуешь? Сейчас золотая осень, время натюрмортов)
библиограф
Веду записи, гуляя по выставке - много есть примечательного и оригинального. Сама концепция уникальна.
яна-анна
как я тебе завидую...ты молодец!
Лар_чик
А ты тоже сходи, расскажешь свои впечатления.
Лар_чик
когда настоя нет, нужно не отдыхать, а наоборот вести бурную жизнь...
Лар_чик
так вот приглашай Яну! А то в одном городе - далеко!
Лар_чик
отлично! А то не могу, когда кто-то пребывает в долгой печали))
Лар_чик
так мы-то с тобой парИм, главное за собой еще увлечь)))
-Gala-
Девчата, я вам завидую!!!!)))
-Gala-
Ох, скорее бы уже.... С Краснодара будет поближе до вас, чем отсюда...
Лар_чик
А мне до Москвы отсюда ближе чуть-чуть, чем было бы с Краснодара))
-Gala-
А мне даже по времени до вас далеко....
Вернее, вам до меня далеко....))) Я вас обгоняю...)))
Лар_чик
у тебя все происходит раньше! Встретишь Новый год, а потом через 5 часов еще с нами)))
-Gala-
Если я встречу новый год дома, а потом быстренько в самолет, то вполне успею и в Москве встретить....))))
А так, когда вы только готовитесь, мы уже спать ложимся...)))
Лар_чик
Да....необъятна наша стана))
Лар_чик
Само собой))) у одних с зимней тематикой, а у других букеты с цветами))
Лар_чик
Так парИ вместе с нами! Небо - большое! Я то в Мурманске парЮ)))))) в облаках со снегом))))
-Gala-
Что-то усталость придавила.... На философию потянуло....
У нас тоже снег валит... С утра вместо машины сугробик нашла, откапывала минут 20.... Чуть на работу не опоздала...
Показано с 1 по 60 из 124 комментариев
Я только что оттуда. Впечатление колоссальное. Народу немного. Люди ещё не знают об этой выставке...