Сообщник СДР был прав, лезут отовсюду и все

14 сентября 2012 года в России президент подписал Указ№1289, носящий название «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом». Под соотечественниками, если верить официально представленным данным, здесь понимаются граждане РФ, проживающие за пределами России, выходцы из Российского государства (в разные исторические периоды его существования) и их потомки, лица, имевшие гражданство Советского Союза, проживающие в бывших советских республиках, получившие или не получившие гражданство этих республик.

На основании президентского Указа, программы возвращения соотечественников в Россию и мониторинга численности соотечественников за рубежом, было решено подключить к реализации плана 38 субъектов федерации, многие из которых в открытом доступе опубликовали так называемые «Памятки соотечественнику». В памятках указывается территория и численность населения субъекта федерации, крупные населённые пункты региона, наличие производственных и иных предприятий и компаний, описание проектов переселения и даже среднегодовая температура по субъекту федерации. Кроме того, в памятке точно указываются районы области (края, республики), в которых работает программа.

В частности, были представлены данные, согласно которым на территорию субъектов Центрального Черноземья готовится (а в некоторых областях уже начался) массовый приезд лиц, большинство из которых под узаконенное понятие соотечественников вроде бы подходит, но с самим фактом «возвращения соотечественников на Родину» имеет мало общего. Речь в данном случае идёт о весьма странном увеличении числа представителей курдского этноса в центральных областях России – в первую очередь информация касается Тамбовской области, которая, вроде бы, ни исторически, ни географически с основными территориями расселения курдов на карте мира не стыкуется…

Оказалось, что в этом тамбовском посёлке программа реализуется таким впечатляющим ходом, что просто диву даёшься: почему же в одних случаях бюрократические барьеры ломаются так быстро, а в других – они не только не ломаются, но высятся и ширятся год от года… В посёлке проживают не более 250 человек, из которых около трети – курдское население. Причём это самое курдское население долго искать не пришлось – после поворота в посёлок с федеральной трассы первым человеком, который встретился на пути, была девушка явно не коренной тамбовской внешности с повязанным на голове платком. Она представилась Гулей и на вопрос о том, проживают ли в Демьяне Бедном переселенцы курдской национальности, на хромающем русском ответила, что таких здесь много, и если мы хотим поговорить о «житье-бытье» курдов, то нужно двигаться по направлению к двухэтажным домам, находящихся в центральной части посёлка. Дома (как потом оказалось, многоквартирные), действительно, возвышались вдалеке над одноэтажными постройками посёлка.

Первая попытка завязать разговор не увенчалась успехом (потом выяснилось, что далеко не все люди, которых мы увидели во дворе дома, понимали русский язык). В конце концов, удалось договориться о встрече с женщиной (мужчин курдской национальности в посёлке найти не удалось), которая не только понимала русский язык, но ещё и согласилась рассказать о том, почему курды оседают в большинстве своём именно на территории Тамбовской области, и как их здесь встречают. Женщина эта представилась как Хадижа Газиева.

Хадижа вместе со всей своей семьёй (муж, дети) приехала в Тамбовскую область в конце 2010 года из Киргизии. По её словам, пригласил её сюда брат, который до того уже несколько лет проживал в Жердевском районе. Брата в свою очередь пригласил некий друг, с которым они в конце 90-х «пересекались» в Средней Азии и Турции, и который тоже выбрал для ПМЖ именно тамбовские земли. Почему и брат, и его знакомый, и сотни других «друзей» и «родственников» решили вдруг отправиться на Тамбовщину, Хадижа объяснить не смогла. Зато она заявила, что уже после первых нескольких месяцев на территории Тамбовской области она и каждый член её семьи получили гражданство России. Сама Хадижа не работает, получает пособие на детей. Дети обучаются в местной школе, а старший – в районном техникуме. Работой занимаются её муж (в Тамбове на дорожном строительстве) и брат, который уже успел перебраться в Москву. Главный источник семейного дохода, по словам Хадижи, сезонный сбор фруктов и те деньги, которые привозит с заработков супруг.

На вопрос о том, как удалось так быстро получить и жильё, российское гражданство Хадижа ответила, что помогли местные власти. Судя по всему, у местных властей нет предела альтруизму. При этом Жердевский район области даже не входит в программу переселения соотечественников… Но в то же время есть сведения о русских переселенцах из республик Средней Азии, которые годами получить российский паспорт не могут и вынуждены проживать на территории РФ в лучшем случае на основании такого полудокумента как вид на жительство, а в худшем – с паспортом, например, Туркмении. Выходит, многие русские соотечественники в регионе под упрощённую программу получения гражданства, странным образом, не попадают, а в отношении других «соотечественников» программа работает «на ура».
После беседы с Хадижей и посещения её весьма бесхитростного жилья, в планах была беседа с главой местной администрации, но дверь сельсовета оказалась запертой, а попытки разыскать главу сельского поселения дома успехом не увенчались.

Зато вместо главы администрации посёлка удалось побеседовать с другими местными жителями, скажем так, коренной (русской) национальности. Первое, что бросилось в глаза – люди готовы с воодушевлением рассказывать о своём видении возрождения посёлка, но как только речь заходит о курдских переселенцах, просят не спрашивать их об этом. Самая частая фраза, услышанная во время интервьюирования: «У них всё нормально. Давайте не будем об этом говорить».
Но поговорить всё же удалось. Чтобы сказать несколько слов о курдской диаспоре в Тамбовской области, в дом нас пригласила одна из местных педагогов, которая попросила не упоминать её имени в репортаже. Назовём её Татьяна.

Татьяна сообщила, что курдский поток идёт в область на протяжении нескольких лет, причём стартовал он ещё до того, как начала работать сама программа возвращения соотечественников. По её словам, принцип переселения прост: сначала приехал один, потом приехала его семья (а семьи у курдов могут состоять из нескольких десятков человек), потом начали прибывать друзья, знакомые, друзья друзей и прочие, прочие, прочие. Случается так, - говорит Татьяна, - что на похороны курда в посёлок приезжают несколько автобусов со всех окрестных посёлков и из областного центра.

На вопрос о том, как представители курдской национальности получали на тамбовщине жильё и работу, Татьяна ответила, что слово «получали» здесь использовать некорректно. Приезжали, находили пустые дома и селились.

Было ли всё это согласовано с местной администрацией, - решили мы уточнить у Татьяны. Она неожиданно отвела взгляд, и тихо ответила: а кто местную администрацию спрашивал… В области есть и другие силы, которые все эти дела решают быстро и без учёта мнения местной администрации. Кто конкретно относится к этим силам - Татьяна отвечать на этот вопрос не решилась, заявив лишь только то, что в Тамбове этих людей знают все, да уже и не только в Тамбове…

Очевидно, речь идёт о вхожих в высокие кабинеты местных властей, главах курдской диаспоры, среди которых есть и такая небезызвестная фамилия в регионе как Шамоян. Именно Джамал Шамоян в своё время развернул в области большой дорожно-строительный бизнес, к которому подключил в качестве рабочих исключительно представителей курдской национальности (вспомним, о словах Хадижи Газиевой, которая заявила, что её муж работает на дорожном строительстве в Тамбове). По странному стечению обстоятельства, фирма Шамояна выигрывала все тендеры на ремонт и строительство дорог на Тамбовщине, получая прямое финансирование из местного бюджета. Деньги выделялись, дороги латались, затем весной латаный асфальт сходил вместе со снегом, деньги снова выделялись, асфальт снова латался. А потом дело дошло до крупных объектов городской и областной недвижимости, которые также обслуживались исключительно курдскими фирмами. И так - до того, пока оперативники не заинтересовались деятельностью конторы господина Шамояна.

Однако, несмотря на то, что деятельность компании господина Шамояна (одного из ставленников другого российского курда – ныне покойного Аслана Усояна) вызвала вопросу у сотрудников проверяющих органов, сам господин Шамоян пообещал превратить Тамбовскую область в райские кущи с помощью новых курдских переселенцев. Вот цитата из информационного листа Шамояна:

«В ближайшее время на Тамбовщину я привезу около 10 тысяч курдов, которые будут поднимать экономику и рождаемость в области». Примечание: «10 тысяч молодых, здоровых непьющих курдов».

Ну, честно говоря, не уверены в поднятии тамбовской экономики именно таким способом. Другое дело - экономика верхушки диаспоры, как другое дело - и поднятие рождаемости. Здесь уверенность имеется… Пропорции населения того же посёлка Демьян Бедный, где уже каждый третий – курд (а сколько ещё на Тамбовщине таких посёлков), говорят о поэтапном воплощении планов Шамояна в реальность.

При этом местные жители (как и власти) стараются не поднимать «курдского вопроса», так как прослеживается явная боязнь. Дело в том, что люди, близкие к верхушке курдской диаспоры в Тамбовской области, судя по заявлениям, местных жителей, чувствует себя куда более, скажем так, раскрепощено, нежели рядовые представители местного (коренного) населения. Многие преступления и правонарушения последнего времени сошли с рук. Указанные выше фамилии проливают свет на то, почему такая раскрепощённость имеет место быть...

Кроме того, местные жители утверждают, что сила верхушки диаспоры тем больше, чем больше численность самих диаспор. И чтобы эта численность увеличивалась, привлекаются все госпрограммы, законные и «почти законные» методы. Складывается полное ощущение, что пройдёт ещё несколько лет, и в самом центре России повторится ситуация, которая сегодня проявляется, к примеру, на Ставрополье, где переселенцы уже активно продвигают своё видение «правильности» жизни в регионе. Только если в случае со Ставропольем речь идёт о бесконтрольной внутренней миграции, то в случае с Тамбовом – миграция внешняя и не менее бесконтрольная… Точнее сказать, она очень даже контролируется, но только совсем не с той стороны…

Из беседы с Татьяной (пос. Д. Бедный, Тамбовская область):

- Татьяна, скажите, а проявляется ли в посёлке межрелигиозная напряжённость? Не повторяется ли в школе «ставропольская» история с хиджабами у учащихся девочек?

- Нет, ничего подобного пока нет. Пока нет… Пока русских всё-таки больше…

Автор Володин Алексей, фото Дмитрий Л

Источник: topwar.ru/26823-strannosti-raboty-programmy-po-pereseleniyu-v-rf-sootechestvennikov-zhurnalistskiy-specreportazh.html


 Комментарии здесь уместны:
Соседние темы:

Новые темы:
Поговорить  »  Вокруг  »