JJJ
"Евгений Онегин", причём с раннего детства:-) Папа знал наизусть и мне читал...
Molossida
Помню, мне было пять лет. Я смотрела на пейзаж, где "вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась, луна, как бледное пятно сквозь тучи мрачные желтела.....", и думала: "Откуда это Пушкину всё было известно?"
JJJ
А мне очень повезло на экзамене в 8-ом классе. ПисАла сочинение на тему "Природа в романе ""Евгений Онегин". А вот какая тема была на выпускном экзамене в 10-ом...не помню:-)
Molossida
Наверняка какая-нибудь свободная тема...с позволением писАть о Пушкине...
mozgow
Не нравятся мне эти рассуждалки про лучших -худших. Пушкин - классика, это непреложная истина. Я люблю его, независимо от настроения.
Molossida
Главное - что есть отношение. И именно к поэзии. Снобовское, распальцованное, с претензией на элитарно-исключительное знание об общеизвестном....но ОТНОШЕНИЕ.
azimut
Отношение должно быть объективным. Ничего элитарно-исключительного в знании поэзии Пушкинской эпохи нет, любой интересующийся может взять и почитать. Другое дело что я отдаю себе отчёт, что мало людей читало и представляет. Распальцовка, это: Пушкин - наше всё. Вот это - расписаться в невежестве, как-будто столетий после Пушкина и поэтов значительно развивших русскую речь с того времени не существовало.
Отдавать Пушкину должное безусловно нужно, он ВЕЛИКИЙ ТРУДЯГА и ПЕРВОПРОХОДЕЦ. Но он не "лучший поэт всех всех времён и народов", как это принято представлять. Относительно отечественных поэтов своего времени - Пушкин всех затмил качеством стиха, но был вторичен содержательно. Относительно европейских поэтов - вообще третичен. Это объективное суждение основанное на знании истории. С ним согласился бы сам Александр Сергеевич и любой из его современников.
Molossida
Обратите внимание, я не обсуждаю Пушкина в сравнительной степени.
Всю массу произведений Пушкина возводить в абсолют было бы наивностью. Но вот о содержательности позвольте немного поспорить.
Пример:
"Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи".
Не знаю, кто бы из европейских поэтов так просто объяснил суть православной молитвы.
azimut
Это церковно-славянский язык практически. Причём адаптированный к русскому современному, т.е. не оригинал. Причём поскольку большая часть слов мертво, нечитабельно так же. Кто такие отцы-пустынники - чёрт его знает. Что такое "сердцем возлетать во области заочны" - чёрт его знает. О чём эта фраза хотя бы? Где находятся эти области и как это сказать по-русски? Чёрт его знает... И т.д. С тем же успехом можно спросить кто бы из русских поэтов включая Пушкина объяснил суть католической молитвы. Она что менее ценна чем православная? Или ещё какого-нибудь очень важного обряда полинезийского племени. Это ни о чём, простите, абсолютно.
Molossida
Напомните мне, в каком классе мы проходили "Маленькие трагедии"?
И можно пример сложного стихотворения Пушкина?
azimut
Продуктивное изучение изобразительных свойств русского языка началось как раз с Пушкина, с его исследований (стихи к ним - иллюстрация).
Сложное стихотворение Пушкина? Пожалуйста:
Внук Тредьяковского Клит гекзаметром песенки пишет,
Противу ямба, хорея злобой ужасною дышет;
Мера простая сия всё портит, по мнению Клита,
Смысл затмевает стихов и жар охлаждает пиита.
Спорить о том я не смею, пусть он безвинных поносит,
Ямб охладил рифмача, гекзаметры ж он заморозит.
А.C. Пушкин «Современник», 1863, № 7, стр. 148.
Скажите что Вы не сломали язык, попробуйте это выучить и тем более спеть. Пушкин такие стихи своим оппонентам писал тоннами.
Molossida
А что вас коробит в названиях стихотворных ритмов?
Эпиграммы писались не для того, чтобы их пели, а чтобы над ними ржали....и таки ржали...и таки не только современники Пушкина
azimut
Меня не коробит. Это стихотворение выговорить элементарно СЛОЖНО, ТЯЖЕЛО. Оно НЕЧИТАБЕЛЬНОЕ. Вы просили сложное - пример получили. Эпиграммы певучи, кратки и передаются из уст в уста как насмешливая характеристика кого-то или чего-то. Это - не эпиграмма. Её нереально выучить и рассказать по памяти. Это стихотворение Пушкина.
Можно взять не пасквили Пушкина, а что-нибудь из его на злобу дня. Там всё в таком же духе. Возьмите в библиотеке полное собрание сочинений и поспотыкайтесь языком на ночь глядя.
Molossida
Стихотворения Пушкина мне понятны с детства.
При этом я - не любительница поэзии вообще.
azimut
Всех нас с детства накормили Пушкиным и научили понимать его избранное. Ну как не понимать, если мы по школьной программе должны именно понять и написать изложение, например? Я специально не привожу никаких авторов поскольку это будет субъективно. Но со времён Пушкина и язык видоизменился и русская словесность ушла очень далеко в художественной выразительности.
Не просто Кот
Простите, а Вы не могли бы привести пример современных поэтов, способных затмить Пушкина в художественной выразительности?
azimut
Я же написал, что это будет субъективно. Для меня это Галич, Башлачёв. Вообще же, есть такое стихотворение мне созвучное, может знаете:
Скончался скромный человек
Без имени и отчества.
Клиент прилежнейший аптек
И рыцарь стихотворчества.
Он от своих булыжных строк
Желал добиться лёгкости.
Была бы смерть задаче впрок –
И он бы тут же лёг костьми.
Хоть для камней имел Сизиф
Здоровье не железное,
Он всё ж мечтал сложить из них
Большое и полезное.
Он шёл на бой, он шёл на риск,
Он – с животом надорванным –
Не предъявлял народу иск,
Что не отмечен орденом.
Он свято веровал в добро
И вряд ли бредил славою,
Когда пудовое перо
Водил рукою слабою.
Он все редакции в Москве
Стихами отоваривал,
Он приносил стихи в мешке
И с грохотом вываливал.
Валялись рифмы по столам,
Но с примесью гарнирною –
С гранитной пылью пополам
И с крошкою гранитною.
В тот день, когда его мослы
Отправили на кладбище,
Все редколлегии Москвы
Ходили, лбы разгладивши.
Но труд – хоть был он и не впрок! –
Видать, нуждался в отзвуке, –
И пять его легчайших строк
Витать остались в воздухе…
Поэт был нищ и безымян
И жил, как пёс на паперти,
Но пять пылинок, пять семян
Оставил в нашей памяти.
Пусть вентилятор месит пыль,
Пусть трёт её о лопасти –
Была мечта, а стала быль:
Поэт добился лёгкости!
Истёрты в прах сто тысяч тонн
Отменного булыжника,
Но век услышал слабый стон
Бесславного подвижника.
Почил великий аноним,
Трудившийся до одури…
… Снимите шляпы перед ним,
Талантливые лодыри!..
Не просто Кот
Время рассудит. Сейчас про Галича и иже с ним, при всём моём уважении, никто не помнит, а через 100 лет и стиха их не найдёшь.
Предмет для рассуждения для спецов, также как Броцкий, Ахматова, Акуджава, Визбор и т.д..
azimut
Бродский и Оккуджава, всё-таки.) Про Солженицына тем более никто бы не вспомнил (из писателей) если бы не его величество PR. =)) Хотя он безусловно талантлив. Так и с Пушкиным - это национальное знамя, но за столетия истрепавшееся уже. Национальные Великие Поэты есть у ВСЕХ наций. Вопрос на засыпку: Национальный Великий Поэт Финляндии?)
Не просто Кот
А хоть Троцкий и Расцветаева....:-)))).
Про Сахарова будут помнить всегда, пока живо человечество, как "Пушкина" ядерной бомбы и как человека, который всю жизнь преданно служил системе и восставший против неё же.
Что касается знамени, так самый верный способ быть замеченным в науке-обхаить классика (не важно в какой области знаний)), бо обратить на себя внимание, что не приносит автору ни признания, ни авторитета, ни уважения, сродни "жёлтой" прессе. Однодневка.
Про финского поэта не знаю, а в поисковике искать лень.
azimut
Ну так напрасно не знаете. Поймите, что значимое для русскоязычного человека - значимо только для русскоязычного. Число русскоязычных людей на планете конечно. У испанцев, англичан, французов и остальных - другие боги.
Molossida
И тем не менее, несмотря на "перекормленность" Пушкиным тема стремления сердцем к заоблачным высям осталась для Вас нераскрытой.
Согласна....изменился язык, изменились средства выразительности, но человеческая натура претерпела столь незначительные изменения, что остается только поражаться...
azimut
Могу ответить в том же духе, несмотря на открытость для Вас темы стремления сердцем к заоблачным высям, в Ваших комментариях ещё более главенствует тема "повесить ярлык". Без ярлыков чудовищно скучно. Они позволяют сразу определять, кто гений, а кто болван. Пушкин - гений. Сталин - тиран и людоед. Солженицын + Сахаров - ум, честь и совесть советской эпохи. Это очень удобно. Да, Вы правы человеческая натура претерпела столь незначительные изменения, что даже живя внутри информационных потоков общество адаптировалось и научилось пропускать их сквозь себя и мимо.. в заоблачные выси..) Ярлыки при этом играют роль тэгов сознания аналогичную облаку тэгов в интернет-магазине.
Molossida
Ну наконец-то!
А вот теперь давайте поговорим, почему ВЫ считаете, что Пушкин не был гением?
P.S. Вешание ярлыков - это у меня от татарских прародителей))))
azimut
Потому что он объективно им не был. Давайте я Вам дам четыре стихотворения, а Вы без гугла укажите, какое из них принадлежит Пушкину.
1) Взошла заря. Дыханием приятным
Сманила сон с моих она очей;
Из хижины за гостем благодатным
Я восходил на верх горы моей;
2) Опять весна; опять смеётся луг,
И весел лес своей младой одеждой,
И поселян неутомимый плуг
Браздит поля с покорством и надеждой.
3) Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле.
И скроется за край окружных гор.
4) Но вот уже пруды…
Белеет мост, по сторонам сады
Под инеем пушистым спят унылы;
Луна сребрит железные перилы.
Кстати, этот стиль называется ТЯЖЁЛАЯ архаика.)
Molossida
Третье...19 октября...знаменательная для меня дата..
Повторюсь (хотя бесит это меня чрезвычайно) я - не любительница поэзии.
И это моя жизнь
Да русский язык сам по себе уже поэзия.....а он, будучи воспитан русской няней, проникся этой поэзией, у него стихи -живые, у него все персонажи узнаваемы. Не могу с Вами согласится, возможно у него есть неудачные строчки, но зато какие удавшиеся!!!!
Может быть Вы назовете лучшего поэта по Вашему мнению?
azimut
Не о ком поговорить? Вряд ли кто-то из современников или предшественников провёл бы такую же работу, но из более поздних.. Лермонтов? Ломоносов? Свято место пусто не бывает. Фактически кто-то должен был прорвать отношение к русским в сфере культуры, это был уже нарыв к тому времени.
Vasabi
Ломоносов?????
Отношение к русским в сфере культуры????????
Вы сдавали ЕГЭ?))))
azimut
Нет, ЕГЭ ввели почти через 10 лет после того как я закончил аспирантуру. Да, вы правы Ломоносов всё-таки кончился раньше, это я хватил.) Что Вас пугает? Отношение к русским было как к варварскому племени, а в сфере культуры и литературы было как чему-то на обочине истории. Ничего нового здесь нет. Русские переводили и потребляли европейских авторов (в первую очередь французов и австрияков), а вот наоборот как-то примеров не удаётся привести.
Vasabi
Хороший пассаж про аспирантуру)))
А про остальное спорить-да лениво мне-ничего меня не пугает-и Ломоносов вовсе не кончился, если почитать всё-таки - и кого из австрийцев обильно перевели и ЧИТАЛИ русские тоже вопрос - и что делать с примерами "наоборот": тот же Пушкин... Достоевский... Лев Толстой, да и в сов время не мало русских изумляло Запад-....
azimut
Давайте разберёмся. Достоевский родился в 1821 г, Толстой родился 1828 г. Творить стали не сразу как родились. Толстой например сначала обзавёлся бородой, а умер он кстати в 1910 г. Это было сравнительно недавно. А Пушкин родилcя в 1799 г. И при чём здесь советское время? Я писал про Пушкинскую эпоху и отношение к русской культуре вообще и поэзии в частности ДО Пушкина, а не ПОСЛЕ.
Vasabi
А цепляет фраза: У меня есть претензии Александру Сергеевичу... Посему и развитие темы
Molossida
"Но слушай: в родине моей
Между пустынных рыбарей
Наука дивная таится.
Под кровом вечной тишины,
Среди лесов, в глуши далекой
Живут седые колдуны;
К предметам мудрости высокой
Все мысли их устремлены;
Все слышит голос их ужасный,
Что было и что будет вновь,
И грозной воле их подвластны
И гроб и самая любовь".
"Руслан и Людмила"
Uncle Maiden
Покамест упивайтесь ею,
Сей легкой жизнию, друзья!
Ее ничтожность разумею
И мало к ней привязан я;
Для призраков закрыл я вежды;
Но отдаленные надежды
Тревожат сердце иногда:
Без неприметного следа
Мне было б грустно мир оставить.
Живу, пишу не для похвал;
Но я бы, кажется, желал
Печальный жребий свой прославить,
Чтоб обо мне, как верный друг,
Напомнил хоть единый звук.
"Евгений Онегин"
Molossida
"Дождемся ночи здесь. Ах, наконец
Достигли мы ворот Мадрита! скоро
Я полечу по улицам знакомым,
Усы плащом закрыв, а брови шляпой.
Как думаешь? узнать меня нельзя?"
""Каменный гость"
Uncle Maiden
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
«Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?»
Поп ему в ответ: «Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?»
Балда говорит: «Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу».
Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб.
Щелк щелку ведь розь.
Да понадеялся он на русский авось.
Поп говорит Балде: «Ладно.
Не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моем подворье,
Окажи свое усердие и проворье»...
"Сказка о попе и работнике его Балде...
Molossida
Опять попал))
Люди, как оказалось любят попроще....хотя, куда уж проще?
Molossida
свое любимое о Пушкине я уже показывала)))
СЧАСТЛИВЧИК
Александру Сергеичу хорошо!
Ему прекрасно!
Гудит мельничное колесо,
боль угасла,
баба щурится из избы,
в небе — жаворонки,
только десять минут езды
до ближней ярмарки.
У него ремесло первый сорт
и перо остро.
Он губаст и учен как черт,
и все ему просто:
жил в Одессе, бывал в Крыму,
ездил в карете,
деньги в долг давали ему
до самой смерти.
Очень вежливы и тихи,
делами замученные,
жандармы его стихи
на память заучивали!
Даже царь приглашал его в дом,
желая при этом
потрепаться о том о сем
с таким поэтом.
Он красивых женщин любил
любовью не чинной,
и даже убит он был
красивым мужчиной.
Он умел бумагу марать
под треск свечки!
Ему было за что умирать
у Черной речки.
Б. Окуджава
Забияка
Ну вот и поговорили..)))))))))))))))
Привет.
Показано с 61 по 114 из 114 комментариев
Пушкин далеко не лучший поэт, по сегодняшним меркам - просто графоман. Читать его объективно ТЯЖЕЛО. Если Вы говорите что Пушкина читать легко, значит Пушкина Вы не читали и кроме "Я помню чудное bla-bla" и избранного из превосходной советской школьной программы не знаете. Подавляющее большинство произведений Пушкина такие что язык сломаешь.
Другое дело, что он - первопроходец. Он не первый русский поэт, но первый постаравшийся на русском языке достичь певучести стиха и для этого заимствовавший приёмы стихосложения у французских авторов. Надо сказать, что у него это получилось в то время как считалось, что русский язык непригоден для написания стихотворной формы и русская примитивная поэззия тому подтверждения. Тогда как в европейских странах традиции поэтики существовали уже около века и брали своё начало в трудах европейских исследователей Римской империи, где в свою очередь поэзию знали и ценили. Пушкину удалось сломать барьер и доказать что стихосложение на русском не только возможно, но и то что русский язык превосходно для этого подходит. Создав поэмы он сломал этот барьер раз и навсегда, поскольку это самая сложная форма произведения восходящая опять же к Риму. Качество поэм уже не важно, важно решение вопроса в принципе.