Публикуем ответы на вопросы участников интернет-брифинга, касающиеся легализации трудовых отношений с иностранными специалистами.
Эксперт данной темы:
Володин Евгений Владимирович – юрист-консультант по миграционным вопросам, руководитель Отдела правовой поддержки юридических лиц Группы Компаний «ОСТ», член научно-экспертного Совета НП «Международный альянс «Трудовая миграция».
ВОПРОС: Здравствуйте! Нужно ли разрешение на работу гражданам республики Молдова? Болдырева Екатерина, Управляющий, г. Санкт-Петербург
ОТВЕТ: Уважаемая Екатерина! В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.
В случае нарушения требований Закона работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ (Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина при отсутствии у этого иностранного гражданина разрешения на работу - влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
- на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей,
- либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
ВОПРОС: Скажите, пожалуйста, как официально устроить на работу иностранных граждан ближнего зарубежья, нелегально проживающих в России? Тер-Закарян Карапет Арменович, Генеральный директор, г. Москва.
ОТВЕТ: Уважаемый Карапет Арменович! Благодарю Вас за интересный вопрос!
К сожалению, из Вашего вопроса неясно, как долго находятся иностранцы в РФ. Поэтому я рассмотрю 2 варианта – до истечения 90 дневного срока с момента въезда в РФ и по истечении этого срока.
Вариант 1. Иностранный гражданин находится в РФ менее 90 дней с момента въезда в РФ, но без постановки на миграционный учет.
Выход – встать на миграционный учет через составление административного протокола по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ (штраф от 2 до 5 тысяч рублей. Как правило в такой ситуации административное выдворение не практикуется).
После постановки на миграционный учет подать документы на оформление разрешения на работу с учетом резерва времени необходимого для получения разрешения.
Вариант № 2. Иностранный гражданин находится в РФ по истечении указанного срока, постановка на миграционный учет исключена.
В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» обязательным условием для иностранного гражданина при осуществлении им трудовой деятельности является наличие у него разрешения на работу.
Получение разрешения на работу иностранным гражданам, находящимся с нарушением установленных сроков пребывания (нелегально проживающих) на практике исключено. Поэтому отвечу Вам – в рамках закона такая возможность не предусмотрена.
В теории, если использовать понятийный аппарат Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и буквально принимать его положения получится следующее:
1. иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу (п. 4 ст. 13 Закона);
2. разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности;
3. иностранный работник - иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность;
4. трудовая деятельность иностранного гражданина - работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);
5. временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
6. миграционная карта - документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
Формально по тексту нигде не встречается упоминания о необходимости иностранному гражданину законно находиться на территории РФ для получения разрешения на работу.
Предположим, что один из упомянутых Вами иностранцев обращается в органы ФМС России для оформления разрешения на работу и у него имеется миграционная карта, полученная при пересечении границы несколько лет назад.
Разрешение на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании заявления данного иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу (п. 1 ст. 13 Закона).
Одновременно с заявлением иностранным гражданином представляются (п. 3 ст. 13.1 Закона):
1) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве (предположим, что такой документ у иностранного гражданина есть и срок его действия не истек);
2) миграционная карта с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты (она у нашего иностранца имеется);
3) квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на работу (оплатили);
4) трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенные и оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии).
Формально по тексту закона опять же ни слова о законности нахождения в РФ иностранца, подающего документы.
Предположим, что у него даже приняли заявление, т.к. по формальным признакам отказать не имеют права. Такого основания для отказа в приеме документов или в выдаче разрешения на работу как незаконное нахождение иностранного гражданина в РФ в Законе просто не содержится.
Однако, в соответствии с п. 1.1. ст. 13.1 Закона разрешение на работу выдается иностранному гражданину:
1) на срок временного пребывания (в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, когда он продлен, чего у рассматриваемых нами иностранцев быть не может, раз они находятся в РФ нелегально);
2) на срок действия заключенного иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на один год со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию.
Таким образом, даже теоретически разрешение на работу они получить не смогут.
На практике иностранцев, находящихся в РФ с нарушением сроков пребывания, выдворяют за пределы РФ с содержанием до исполнения решения суда об административном выдворении в спец.учреждениях системы МВД).
Добрый день! Подскажите пожалуйста, по возможности, возможно ли оформить иностранного гражданина (временное пребывание с рнр) на должность кассира в ресторан по договору предоставления персонала. (т.е. он будет оформлен у организации, где нет ОКВЭД запрещающюю работу ИГна основании ПП - №947)?