Публикуем ответы на вопросы участников интернет-брифинга, касающиеся проверок работодателей представителями миграционных служб.
Эксперт данной темы:
Володин Евгений Владимирович – юрист-консультант по миграционным вопросам, руководитель Отдела правовой поддержки юридических лиц Группы Компаний «ОСТ», член научно-экспертного Совета НП «Международный альянс «Трудовая миграция».
ВОПРОС: Какие документы необходимо предоставить органу исполнительной власти в сфере миграции при плановых/внеплановых проверках соблюдения миграционного законодательства? Ripsime, г. Москва.
ВОПРОС: Какие документы должны быть у иностранным граждан на руках при проведении проверки во время работы? Имеет ли значение место их регистрации. Можно ли оформить на экскаватор молдованина и какие документы для этого нужны? Гебура Лариса, Менеджер, г. Московский.
ВОПРОС: Иностранный визовый работник получил разрешение на работу на 3 года. Надо ли ему и в какой срок дополнительно предоставлять медицинскую справку об отсутствии заболеваний и на каком основании?
Проверки ОФМС и сотрудниками МВД. Прошу проинструктировать по данному вопросу? Основания, какие документы должны предъявлять, и что имеют право проверять, действия юридического лица и работников предприятия, какие документы составляет и подписывает проверяющий? Проверяющий отказывается делать запись в книге проверок предприятия? Что делать? Благодарю. Лямушкин Евгений Александрович, Начальник отдела кадров, г. Москва.
ОТВЕТ: Уважаемые Евгений Александрович, Лариса, и г-жа Ripsime! В своих действиях при проведении проверочных мероприятий за соблюдением положений миграционного законодательства сотрудники ФМС России и органов внутренних дел руководствуются Административным регламентом по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российской Федерации и использования их труда, утв. Приказом МВД России и ФМС России от 30.04.2009 N 338/97.
В рамках законодательства действия проверяющих при начале проверки выглядят следующим образом:
- Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля.
- Проверка может проводиться только должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе.
- Заверенные печатью копии распоряжения или приказа вручаются под роспись лицами, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений (ч. 1 ст. 14 Федеральный закон от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и п. 24, п. 37 Административного регламента соответственно).
В соответствии с п. 56 Административного регламента при проведении проверки сотрудники, осуществляющие проверку, имеют право требовать у лиц, находящихся по месту расположения проверяемого объекта:
- документы, удостоверяющие их личность,
- документы, подтверждающие законность их пребывания на территории Российской Федерации,
- документы, подтверждающие право на осуществление ими трудовой деятельности.
В соответствии с п. 57 административного регламента от представителя проверяемого объекта могут быть истребованы:
- документы о государственной регистрации проверяемого объекта и иные сведения, установленные законодательством Российской Федерации;
- сведения об иных юридических и физических лицах, осуществляющих деятельность на проверяемом объекте, и всю необходимую информацию, позволяющую определить, в чьих интересах и по поручению кого на объекте проверки осуществляется трудовая деятельность иностранными гражданами, с ведома кого они проживают (находятся) по данному адресу;
- документы и сведения, установленные законодательством Российской Федерации, подтверждающие надлежащее исполнение положений миграционного законодательства Российской Федерации в отношении иностранных граждан и иностранных работников (разрешение на привлечение и использование иностранных работников, разрешения на работу, трудовые договора, приказы о приеме на работу, об увольнении, о предоставлении отпусков, копии паспортов иностранных граждан, миграционных карт, отрывных частей бланков уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (независимо от того являетесь ли принимающей стороной или нет), справки об исполнении принимающей строной обязанности по уведомлению об убытии иностранных граждан, могут быть истребованы ведомости о выплате заработной платы), документы, подтверждающие передачу иностранному гражданину, прибывшему из государства с визовым режимом въезда разрешения на работу под роспись, обязательно уведомления органов ФМС России, службы занятости населения, налоговых органов о привлечении и использовании иностранных работников;
- иные документы и сведения, необходимые для целей проверки ( согласно п. 40 Административного регламента в ходе проведения проверки сотрудники, вправе истребовать документы, обязательные к наличию в соответствии с перечнями, установленными в нормативных правовых актах, предусмотренных пунктом 8 Административного регламента.
Пункт 8 Административного регламента перечисляет несколько десятков нормативных правовых актов, начиная от Конституции РФ и международных договоров до ведомственных приказов. Так что выбор у инспекторов довольно велик.
Помимо перечисленного - Журнал учета проверок
В случае, если проверяющие не расписываются в Журнале – не вижу необходимости настаивать. Они нарушают положения ФЗ № 294, тот факт возможно будет использовать в дальнейшем, если результаты проверки будут для Вас неблагоприятны.
Более подробную информацию о процедуре проведения проверки Вы можете получить в частном порядке (большой объем не позволяет выложить).
К вопросу о сотруднике, получившем разрешение на работу сроком на 3 года.
Из содержания вопроса следует, что он является высококвалифицированным специалистом. Особенности осуществления трудовой деятельности указанной категорий иностранных граждан установлены п. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В соответствии с текстом статьи представление в органы федеральной миграционной службы для выдачи разрешения на работу ВКС или продления срока его действия медицинских справок и сертификатов не требуется.
Вопрос об экскаваторщике из Молдавии.
В случае если только гражданин Молдавии в состоянии справиться с Вашим экскаватором – Вы можете его привлечь при наличии у него разрешения на работу по соответствующему виду деятельности – «машинист экскаватора». «машинист экскаватора ковшового» «машинист экскаватора роторного» (такие виды деятельности содержались в классификаторе ФМС России на конец прошлого года)
С уважением, Евгений Володин