Леонид Ник
Всё очень и очень трудно свести к простой схеме.
1. Дант впервые показал не безусловного "героя"- а человека, кто "падает, но встает".
2. Гете в "Страданиях юного Вертера". - как пишут - показал "становление европейской индивидуальности".
Да так показал, что самоубийств по мотивом "Вертера" - были ДЕСЯТКИ - в разных странах, даже в России были попытки.
Ничего себе - цена за "Роман в письмах"...
Но к тому времени был уже и Сервантес и Шекспир и такие нетривиальные вещи как Опасные связи" (любимые Татьяной) и страшная вещь "Кларисса" Ричардсона (про "Ловеласа"(уже не французская, а аглицкая) - конечно - тоже в библиотеке татьяны:).
теперь появляется Фауст как прОблем "знание vs жизнь/молодость", то есть
ога! людьми мы вроде стали, ну-ка начнем искать смысл жизни!
если найдем- "остановись, мгновение"- то и душу диаволу не жаль продать.
Закручено крутизной немеряной. До такого - даже жосткий Еврипид не додумывался.
ну - конечно - гора трупов, бедной Гретхен вообще ничего не досталось, кроме минутки счастья и оскорблений братца,
знаменита ее слабая защита - на всю, которую она была способна - спросила
"Вы - веры христианской, нашей?" - и прихлопнута могильной плитой...
Это - совершенно потрясающий момент. Жуткий. Совершенно беззащитная девушка и два МОНСТРА- Фауст и Диавол...*)
Сам по себе "монстр" **) Гете исчерпал (до появления Уайльда) этут тему, так что Байрону пришлось искать "смысл жизни" в... "залпах Авроры" всяких живописных"восстаний" (Ога! так я и поверил:) - у Пушкина был такой же приплющенный Сильвио (Дуэль) - как антипод Грибоедова ***)
это - знаменитое аглицкое остроумие (я думаю - заказное) - всё плохо! везде всё плохо!! Но Англию не трогаем!!! революции - устраиваем везде, кроме как у нас! -
ну там приплачиваем всяким вольтерам (а умница Екатерина Великая почирикала, да не пустила в Россию сукина сына, заодно и масонство радищева прихлопнула)
Теперь на сцену мировой литературы является гений Александра Сергеевича и начинает "разборки" с родным матерьялом:) по-крупному.
Ризалт.
1. Мужик - никчемный народ, подумаешь одного ни за что прихлопнули.
2. Бабы - асексуальны и ваще киборг-убийцы, стирают всё в атомарную пыль,
подумаешь одного ни за что прихлопнули. А заодно и всю свою судьбу сразу и насмерть (я другому отдана и буду век ему верна).
И это - НАЧАЛО Великой Русской литературы.
В Испании еще в XVII веке был - уже ЗОЛОТОЙ Век!
А в России? даже осьмнадцатый - ваще ничего. слезки, дежурные оды...
И тут появляется ОСЛЕПИТЕЛЬНЫЙ ГЕНИЙ со своими ризалтами.
"Нет, Родион Романыч, тут не Миколка! тут - дело фантастическое!"
На мой взгляд эту жуть, усиленную Гоголем и Чеховым, смогли повернуть в
живое русло - Набоков и Булгаков + Цветаева.
А сколько было подражаний! мама дорогая! Весь XIX век! Не только откровенные разоблачители герцены-белинские или совсем примитивные добролюбовы-чернышевские..
это - огроменный пласт писателей второй величины, дежурно страждущие по "кровавым язвам царизма"...
а уж Федор Михайлович со своими ЧайльдРаскольниковыми-Мышкиными!!!
Вот с позиции такой ПАНОРАМЫ "Чайльд Гарольд" высвечивается несколько более объемно, я считаю.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++
* ) Символизация противостояния "знания", "Жизни" и "Соблазна" как антитезы христианского подавления личности в те времена - тема настолько опасная, что я тут лучше писать про это не буду.
Достаточно сказать, что она самого Ницше свела с ума (буквально).
* *) игра слов. Здесь монстр в смысле "Колосс".
* **) Грибоедова "восставшие" разорвали. Но вот турецкое Правительство в ответ на это - всех замешанных мгновенно казнило.
И - никаких там "живописных гарибальдей/чайльд гарольдов " и духу не было.
А это было бранное слово!!???
Буковкино и я повторил!!??
O_O
Я невероятно извиняюсь, бью себя клавиатурой по губам.