Спасение собак-космонавтов и корабля-спутника

22 декабря 1960 года в Эвенкии произошло нерядовое событие — в 65 километрах от Туры приземлился спускаемый аппарат корабля-спутника (КС) "Восток" экспериментальной серии 1К с собаками Жулькой и Альфой и другими подопытными животными на борту.

Поиск спускаемого аппарата послужил причиной того, что три дня 24-26 декабря 1960 года аэропорт Туры (МВЛ) напоминал растревоженный пчелиный улей. Самолёты Ли-2, Ан-2, вертолеты Ми-4 приземлялись и взлетали очень часто. В эти дни в Туре побывало много ставших впоследствии знаменитыми людей — инженеры-конструкторы космических кораблей и скафандров, лётчики-испытатели вертолётного КБ М. Л. Миля, ученые в области авиационной и космической медицины, и др.

По погодным условиям празднование 30-й годовщины образования Эвенкийского национального округа в Туре проводили не 10 декабря 1960, а в субботу 24 декабря. В этот день приветствовать жителей Эвенкии прилетели руководители краевых властей — партийных и советских органов, как говорили в то время. Поэтому, скорее всего, жители Туры не обращали большого внимания на происходившие в аэропорту события, но местные партийные и советские руководители, а их число было строго ограниченным из-за режима строжайшей секретности, что называется, стояли по стойке смирно и с большой готовностью выполняли все просьбы и поручения командиров спасательной операции.

1960 год стал годом подготовки к запуску в космическое пространство первого человека. Постановлением ЦК КПСС создателям космической техники предписывалось уже в декабре 1960 года осуществить первый пилотируемый полёт.

Полёты кораблей с животными говорили, что вот-вот в космос полетит и человек. Местные лётчики, перед которыми военное командование поставило чрезвычайную задачу интенсивного поиска СА, не знали, кто находится в нём — животные или человек. И, понимая, что если там человек, были готовы на многое, чтобы оказать ему необходимую помощь.

Итак, из-за разрушения газогенератора двигательной установки третьей ступени ракеты-носителя на 425-й секунде полета и аварийного выключения двигателя на 432-й корабль-спутник "Восток" экспериментальной серии 1К на орбиту не вышел. На высоте 214 км спускаемый аппарат корабля аварийно отделился и нормально приземлился в 65 км юго-западнее Туры. Место приземления находится между речками Огнэктэ (эвенк. – пересыхающая речка) и Юктэкэн (эвенк. – ключик) в точке с координатами – 63°42' с.ш. 99°50' в.д. Собаки, совершившие суборбитальный космический полет, остались в спускаемом аппарате из-за отказа катапульты.

Около четырёх лет я занимаюсь изучением обстоятельств сложного и не стандартного процесса, связанного с поиском и эвакуацией уцелевших собак и самого спускаемого аппарата корабля-спутника «Восток». Мрак тайны до сих пор скрывает он нас множество технических и организационных деталей и фактов этого полёта. Тексты энциклопедий, воспоминаний непосредственных участников событий (самого высокого ранга) содержат много противоречий. И чем больше узнаёшь новых деталей, тем больше видна какая-то непонятная борьба людей обладающих (или обладавших) информацией о полёте за то, что бы об этом событии народ знал как можно меньше.

Мы знаем о происходивших после аварийной посадки КС в Эвенкии событиях лишь благодаря опубликованным воспоминаниям одного из близких и преданных соратников Сергея Павловича Королева, конструктора ракетной и космической техники – Арвида Владимировича Палло. Затем эти воспоминания использовали в своих мемуарах заместитель С. П. Королёва академик Б. Е. Черток и ведущий конструктор кораблей-спутников «Восток» О. Г. Ивановский.
Московский журналист Александр Локтев опубликовал эти воспоминания в журнале «Вестник» №№ 18 и 19 за 1999 год в публикациях «Четыре встречи с А. В. Палло».

В предисловии публикации воспоминаний А. В. Палло в Интернете говорится:
«Разрешая публикацию своих воспоминаний в Интернете, он [А. В. Палло] сказал, что важны не деньги, которые можно получить за такую книгу, а то, чтобы эта история, история советского ракетостроения, советской космонавтики не пропала.

Далеко не все отражено в документах (большей частью до сих пор секретных), а свидетели и участники, увы, уходят. К тому же нередко ветераны – не слишком хорошие рассказчики. Поверьте, приводить иные "мемуары" в удобочитаемый вид – задача тяжелейшая. К счастью, в данном случае это не так. А определенные особенности языка Арвида Владимировича, думается, как нельзя лучше передают колорит, "аромат" великой эпохи».
Тексту последней публикации о событиях в Эвенкии я лично доверяю больше всего, хотя и здесь есть нестыковки.

Палло называет имена собак Жулька и Альфа и это, скорее всего истинная правда, поскольку собак с места посадки увозил их личный врач, который пестовал, ухаживал за ними все время их нахождения в «отряде космических дворняг». Это был Армен Арамович Гюрджиан – сотрудник Института авиационной и космической медицины Министерства обороны СССР. Личный врач не мог называть собак, как попало – он, несомненно, называл их подлинными именами, так как называл их каждый день в лаборатории, тем более в такой волнительный момент, когда стало ясно – они живы!

У академика Б. Е. Чертока в мемуарах появились уже другие клички – Комета и Шутка. Вот они и стали гулять по Интернету и в других публикациях. Появление этих имен объясняют: «Так написано в истории корпорации «Энергия», откуда Борис Евсеевич и взял эту информацию».
«В беспилотных пусках собаки приравнивались к секретным объектам» – говорит Б. Е. Черток.

Нужно сказать, что клички у собак менялись не раз.

Например, Жулька носила кличку Снежинка и Жемчужная – под этими именами она два раза летала в космос на геофизических ракетах Р-2А
2-го и 10-го июля 1959 года (высота 241 км?). Зачем менялись имена собак – вопрос к сотрудникам спецотдела института, секретивших всё и вся на долгие годы.
Стоит, наверное, сказать в этой связи, что официально (в научной печати) имена первых собак – Дезик и Цыган, совершивших по программе медико-биологических исследований баллистический полёт в космическое пространство (высота 100,8 км) на геофизической ракете Р-1В 22 июля 1951, были обнаобнародованы лишь через 40 лет – 18 сентября в 1991 году на научной конференции в Калуге! (это воспоминания д.м.н. В. Б. Малкина). В неофициальной литературе имя и фото Цыгана были опубликованы, например, в книге Я. К. Голованова "Космонавт №1", вышедшей в1986

Источник: tvsh2004.narod.ru/kev1/50-yar_Vostok1K-6.html


 Комментарии здесь уместны:
Соседние темы:

Новые темы:
Поговорить  »  КОСМОС  »