Сегодня Россия вспоминает погибших детей из Башкирии

Ровно 10 лет назад, 2 июля 2002 года в небе над Германией столкнулись Ту-154М компании «Башкирские авиалинии» и транспортный самолет «Боинг-757» американской почтовой авиакомпании «DHL». Погиб 71 человек, в том числе 52 ребенка.

Эта авиакатастрофа потрясла Европу. В ночь с понедельника на вторник 2 июля 2002 года в небе над Южной Германией на высоте 12000 м столкнулись самолет Ту-154 компании «Башкирские авиалинии», летевший из Москвы в Барселону, и грузовой «Боинг-757» американской почтовой компании «DHL», следовавший из Бахрейна в Брюссель. На борту российского лайнера находились 69 человек, включая 12 членов экипажа и 57 пассажиров, большинство из которых - дети, летевшие в Испанию на отдых. Катастрофа произошла ровно через год после гибели Ту-154 под Иркутском.

Горящие обломки самолетов разлетелись в радиусе 30 км. Местные жители с ужасом рассматривали разбросанные в округе искалеченные, обезображенные тела. «Услышав грохот, я сначала подумал, что это гроза, - рассказывал корреспондент телеканала АРД немецкому журналу «Шпигель». - Вышел на балкон и увидел на небе огромный огненный шар. Когда он рухнул на землю, стало ясно, что произошла какая-то страшная катастрофа».

Фотограф местной газеты пеленал ребенка, когда в небе вспыхнуло пламя. Он сразу выехал на место происшествия. Вокруг лежали горящие обломки самолета. На одном из балконов стояли два бледных как мел человека - они только что чудом избежали смерти: часть самолета упала в саду - в 10 метрах от их дома.

Согласно спискам, на борту находились восемь детей в возрасте до 12 лет и 37 в возрасте до 16 лет - жители Уфы. Многие подростки - из семей высокопоставленных сотрудников администрации президента, правительства Башкирии и глав районных администраций. Группа была направлена на отдых в Испанию - в поощрение за хорошую учебу.

Экипаж «Боинга», принадлежавшего компании «DHL», занимающейся курьерской доставкой корреспонденции и грузов, также никогда не вернется домой. Погибли британский пилот Пол Филлипс (у него остались сиротами трое детей) и его помощник канадец Брант Кампиони.

На месте катастрофы немецкой полицией и спасательными службами были найдены 69 погибших и 18 фрагментов тел. Лица некоторых пассажиров хорошо сохранились. Удалось сразу идентифицировать четырех человек: пилота «Боинга», пятнадцатилетнего мальчика и двух девочек - одной 16 лет, другой четыре года. Отец последней, Виталий Калоев, архитектор и строитель из Владикавказа, первым из родственников погибших в авиакатастрофе над Германией попал к месту трагедии. Он встречал в аэропорту Барселоны всю свою семью: жену Светлану, десятилетнего сына Костю и дочурку Диану. Там и узнал о том, что случилось.

«Меня остановили полицейские в десяти километрах от останков Ту-154, - рассказывал Виталий. - Я долго уговаривал их пустить поближе. Когда они наконец поняли, что там - моя семья, то пропустили. Мою дочь Диану нашли в трех километрах от места падения самолета. Я ее сразу опознал. Дочка опустилась на землю как ангел - тело совсем не пострадало. Потом я нашел ее бусики...»

У обломков самолета родители оставили то, что привезли с собой: башкирскую землю, охапки уфимских ромашек, любимые безделушки детей и мягкие игрушки - в основном плюшевые мишки. Кто-то из отцов привез красивый школьный рюкзак, на который долго заглядывался сын. «Летом, ближе к 1 сентября», - пообещал отец. Теперь вот выполнил обещание... Россыпи фотографий хороших, счастливых детей - с дрожащими буквами на обороте: «Нашему любимому Зайчику...»

«Вы знаете, они, наши дети, себе такое место выбрали - оно и на Германию-то не похоже, Россия и Россия, - говорила Марина Белова, мама четырнадцатилетней Зои Федотовой. - Мягкое поле, засеянное пшеницей. Мы сорвали каждый по нескольку колосков и набрали по горсти той земли с пеплом. Сразу три священника читали там молитвы, каждый по-своему, и от этого становилось легче даже самым полным атеистам. Нам сказали, что вся земля на поле просеяна немецкими полицейскими чуть ли не через сито и найти ничего уже невозможно, но мы все равно почти ползком излазили каждый сантиметр...»

Немецкие и башкирские власти попросили родителей не настаивать на участии в опознании - лучше запомнить своих детей такими, какими они были.

А к месту катастрофы шли простые немцы, оставляли водку и хлеб. Рядом детский дом для неходячих детей, и немцы благодарили русских, что самолет не захватил с собой еще десятки детских жизней.

Печальным подарком родственникам погибших в небе над Юберлингеном стала памятная композиция, созданная немецким архитектором Гербертом Драйзаглем. Делегация из Уфы приняла участие в открытии памятника, посадив близ него 71 алую розу. Эта символическая акция до слез растрогала жителей Юберлингена, пришедших на церемонию открытия. Как выразился один из них, «теперь эти цветы будут смотреть в небо, куда унеслись души погибших».

В яблочном саду местного пожарного Китта, куда упала носовая часть самолета, теперь будут расти особые районированные сорта башкирской яблони. Об этом гости договорились с хозяином - ведь его сад пострадал в то время, когда он тушил обломки российского лайнера.

Незадолго до катастрофы одна из погибших девочек написала строчки, ставшие пророческими:

«Я упала с месяца, с его острого края.
Я летела долго
И долетела до рая...»

Сегодня по всем центральным каналам обсуждают эту трагедию.
Светлая память...

Источник: www.darkgrot.ru/cult/momento-mori/aviakatastrofi-/article/2513/


 Комментарии здесь уместны:
Соседние темы:

Новые темы:
Поговорить  »  КОСМОС  »