80-е - "глоток свободы" или "марш в никуда"?

Интересная тема..)))
Взято из инета...

"Два эпизода.

Эпизод первый. 1987 год. Урок литературы в старшем классе.
Учительница: Читайте толстые журналы! Сейчас издают все, что нам даже и не снилось. Собирайте "Новый мир" и "Октябрь": вот закончится Перестройка - Вам будет, что почитать.
Эпизод второй. 2006 год. По ТВ - концерт ископаемой "звезды" - Юрия Шатунова. В кадре - замотанные бытом, толстые, усталые, дешево и ярко одетые тетки. Они машут платками и ботинками. Некоторые - плачут.

... Что такое восьмидесятые? Время повторно несбывшихся надежд наивных шестидесятников? Разбитые о быт мечты девочек-женщин из концертного зала? Желание переделать прошлое путем его переписывания? И эта Перестройка, похожая на попытку косметического ремонта, в процессе которого (так уж случилось) был разрушен весь Дом. Что это - триумф Сахарова и Солженицына, назначенных "пророков в своем отечестве"? Торжество пошлятины и безвкусия в кино, в моде, в самом стиле жизни? Начало нового мира или конец империи? И то, и другое, и третье...

80-е начались с настоящего триумфа. Даже самый отъявленный последовательный либерал, ненавидящий всё, связанное с понятием "социализм", не старается замазать грязью Олимпиаду-80. Да, он иногда привычно шипит: "Показуха", но зато какая! Ни одно современное шоу с фейерверками, бабами в пёрьях и воем поп-звёзд не может сравниться с прощальным полётом Олимпийского Медведя над Москвой. Да, в тот год в Москву не приехали пацифистски настроенные американцы - в знак протеста против ввода советских войск в Афганистан, но, честно говоря, никому от этого хуже не стало. В тот год на прилавках появилась Pepsi-Cola, а годом раньше - отечественная жвачка с олимпийской символикой.

... Собственно, историю 80-х можно условно разделить на три этапа - от Олимпиады до смерти Л. И. Брежнева; так называемая "пятилетка пышных похорон", когда вслед за вышеозначенным генсеком ушли в небытие Андропов и Черненко, ну и, наконец, Перестройка.

80-е оказались одним из самых "длинных" десятилетий XX века - мы встретили его в одной стране, а проводили - в другой.

Начало 80-х было тихим и солнечным - на экране плакал добрый голем Электроник, по радио кричала звонкоголосая София Ротару, а самым модным приобретением стильных дамочек считались шелковые штаны - бананы, превращающие любую женщину в претенциозную толстуху.
По-прежнему советскому человеку обещали и коммунизм, и отдельные квартиры к 2000 году, и "мир во всем мире", за который СССР боролся, невзирая на собственные марш-броски по Афганистану. Пионер по-прежнему был всем примером и школьники дружили с книгой (а также - с задорной октябрятской песней и с трудящимися всех стран).

... В 90-е годы было принято писать, что смерть Брежнева народ встретил, едва ли не с криками "ура". Врут, все врут. Похороны бессменного генсека вызвали, скорее, легкую тревогу, нежели прилив глупой радости. К Брежневу привыкли - его, в принципе, даже любили, как любят все постоянное, неизменное и необременительное

В моде - "космический" стиль: дутые куртки бледных расцветок, сапоги-луноходы, дамские шапки a-la водолазный шлем, блестящие фосфоресцирующие штаны и ветровки... Вся эта марсианская экипировка мало, кому подходила, но 80-е недаром вошли в историю моды, как десятилетие китча и безвкусицы...

На киноэкранах - эпическая индийская мелодрама "Танцор Диско", побившая все рекорды по части кассовости. Еще бы - девки ходили на эту муру по 5-6 раз: с магнитофонами (чтобы записывать все эти "Jimmi-Jimmi-acha-acha") и с носовыми платками, дабы утирать глазную жидкость.

Из окон доносились взвизги "Арабесок", по вечерам у подъездов бузили 16-летние гитаристы с тремя аккордами и попытками проорать "Поворот", а их джинсовые девочки смолили "Космос" и "Яву" (явскую! потому что "Ява" дукатовская - г*вно).

... А в газетах промелькнула информация о молодых подлецах, отметивших в кафе "Лира" день рождения Гитлера. Причем никто так и не узнал, кем же эти "подлецы" были на самом деле - учащимися самых распоследних ПТУ или мальчиками-мажорами из семей больших начальников.

В музыке стойко держалась мода на итальянцев, причем все рекорды популярности побил дуэт Аль Бано и Ромина Пауэр, потеснив модного с конца 70-х Адриано Челентано. Помимо них, были в фаворе Тото Кутуньо, Пупо, Раффаэлла Карра, группа 'Ricchi e Poveri'... Ежегодный фестиваль итальянской эстрады San-Remo смотрели все. Возможно потому, что в СССР наблюдалась острая нехватка музыкально-зрелищных впечатлений
У "думающей" молодежи были свои кумиры - БГ, Цой, Шевчук, Макаревич. Они, хотя и не диссидентствовали напрямую, все же имели репутацию "bad guys" и их показывали по ТВ, куда реже буржуазных, гладеньких итальянцев. Макаревичу в этом смысле повезло несколько больше - он иногда мелькал в телеящике. С началом Перестройки лидеры русского рока превратились в ангажированных глашатаев нового строя и большинство их поклонников лишь недоуменно пожало плечами.

Кстати еще немного о думающей молодежи... Книги - по-прежнему в дефиците. Хорошая библиотека - предмет зависти, отменное приданое и объект для хищения. Карикатура из "Крокодила": модно одетая дама просит свою (такую же) подругу "Где достала? Дай поносить!" Не штаны, нет. Булгакова. Если в 60-е было модно читать книги, то в 80-е стало модно их иметь у себя дома. В коврово-хрустально-импортных чертогах, за стеклами модных "стенок" тосковали Дюма и Пикуль, Цветаева и Верлен. Не хочешь прослыть "доставалой"? Честно сдавай макулатуру. Молодые, вам смешно? Чтобы получить возможность купить "дефицитную" книгу, советский гражданин был должен сдать 10-20 кг макулатуры. Только получив талончик на "Виконта де Бражелона", он мог отдать свои кровные 3 руб. 20 коп. за книгу.

В начале 80-х у советских детей появилась новая игрушка - механическая головоломка, созданная в 1974 году венгром Эрне Рубиком - так называемый кубик Рубика. Кубик-рубик собирали все и где только можно - в метро, на пляже, и, разумеется, на уроках. Умевший решить головоломку становился героем дня. Примерно в 1984 году интерес к кубику значительно снизился.

Саманта Смит - девочка из штата Мэн, прославившаяся на весь мир своим письмом генсеку Ю. В. Андропову. Саманта была приглашена в СССР, где ей устроили встречу на высшем уровне. Нашим ответом "чемберленам" стал жидковатый, но вполне помпезный проект "Катя Лычева". Девочка, которую придирчиво отобрали из нескольких тысяч советских школьниц, стала "послом доброй воли" в Соединенные Штаты.

Вторая половина 80-х была поистине бурной и богатой на события. Политические баталии не утихали под звуки Modern Talking, CC Catch, Joy и Silent Circle. Молодёжь постепенно зверела от накатившей свободы. Окончательно разделившись на металлистов, люберов, брейкеров, фанатов "Спартака" (ЦСКА...), мажоров, панков, etc юные нонконформисты бились за "правое дело". В 1986-1987 годах Москву потрясали "люберецкие войны" - мальчики из подмосковного города Люберцы приезжали в столицу... на охоту за металлистами, панками и прочей "шушерой". Все эти панки-люберы в официальной печати именовались неформалами (в противовес сдающему свои позиции формальному Комсомолу)...

Перестройка грянула как бы невзначай. На апрельском Пленуме ЦК КПСС в 1985 году. И в этот момент мир навсегда повернул в ту сторону, куда мы до сих пор то ли бежим, то ли влачимся. Нам сказали: "Так жить нельзя!" и стали учить, "как нужно", недвусмысленно кивая в сторону Америки. Нас не учили ни западному трудолюбию, культивируемому (кстати!) столетиями, ни их уважению к отдельно стоящей личности. Зато нам вывалили тонны грязной "эротики" и разрешили презирать собственных дедушек, голосовавших (оказывается!) за расстрел Бухаринско-Зиновьевской оппозиции.

"Социализм с человеческим лицом" - так называлась концепция превращения человека-винтика в человека-разумного. Но, повторно развенчав Сталина, а потом и всех остальных, развенчали в результате и самих себя...

... В конце 80-х съезды и прочие политические события превратились в настоящие шоу, рейтинг которых не уступал рейтингу провокационно-развлекательных программ, типа "Взгляда" и "До и после полуночи".

16 мая 1985 года был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством». Антиалкогольная кампания продлилась 3 года и закончилась полным фиаско. Иначе говоря, с пьянством боролись-боролись, однако, общими усилиями все равно победило пьянство. Борьба с "веселием на Руси" зачастую приобретала гротескные и уродливые формы, сравнимые, разве что с "войной против воробьев" в маоистском Китае. Из телепрограммы на три года исчез главный новогодний фильм - "Ирония судьбы...", ибо считалось, что он пропагандирует пьянство и алкоголизм. Из зарубежных кинокартин старательно вырезались эпизоды застолий и только в таком купированном виде допускались до "сухого" советского зрителя. Именно в 1985-1988 гг. искусство самогоноварения переживало настоящий ренессанс, а из магазинов почему-то стал исчезать сахар...

Новую "волну" в отечественной эстраде гнала слегка потрёпанная жизнью, но, как всегда, боевитая Алла. Сменив целомудренные балахоны, скрывающие ее женственную полноту на фривольные яркие тряпочки, мега-стар сделала вид, что помолодела на 20 лет. Она взлохматила свои роскошные кудри, обтянула чресла провокационными лосинами и томно спела с молоденьким В. Кузьминым про "Две звезды"...

Митинги стали нормой. Теперь на них бежали не по разнарядке парторга, а по велению души. Люди думали: "Вот-вот что-то изменится, мир станет лучше, мир станет веселее!"

Второе рождение переживали и толстые журналы - "Октябрь", "Новый мир", "Нева", "Наш современник", причем последний стал рупором консерватино-националистической интеллигенции. Проникновенная "Русофобия" И. Шафаревича надолго стала программным произведением российских национал-патриотов. В это время стало широко известно Общество "Память", которое в прессе называли "черносотенной" и "фашистской" группировкой. В 1990 году из состава "Памяти" выйдет А. П. Баркашов, чтобы увести с собой наиболее дееспособную часть организации.

В моде - широкие плечи и узкие бедра, силуэт рукава - "летучая мышь", макси-юбки с разрезом "по самое не балуйся". Актуальное сочетание цветов - черный/малиновый и черный/ярко-зеленый. Деловой стиль приобретает немыслимую ни до, ни после яркость и нелепость. Особый шик признается за так называемой "вареной" джинсой - искусственно состаренной или нарочито испорченной пятнами и разводами.

В 1988 году в г. Москве разразился первый в истории СССР Конкурс Красоты - "Московская Красавица". Ею стала 17-летняя школьница Мария Калинина, девочка - как писали в газетах! - из спецшколы с языковым уклоном (а еще она играла в теннис и не имела "совковых" комплексов). То, что М. Калинина имела внешность "очень на любителя" и совершенно не умела ходить по подиуму, не смущало никого, кроме... телезрителей. Мои остроумные приятели называли этот "эталон перестроечного стиля" не иначе, как Gwynplaine - за не уместную широкую улыбку.

В моде - сильнокрашенные блондинки, мощно подведенные глаза и брови, перламутровые яркие помады, тени на все веко, клоунские румяна. Статья о Мадонне в "Комсомольской правде" - "Антикумиры - 86". Ее называют... рок-певицей. Крохотная фотка - Мадонна в драных джинсах, сквозь которые просвечивают ажурные белые колготы.

Еще одна статья в "Комсомольской...": "Кому подпевает 'Kiss'?" Оказывается, фашистам... Как и 'Queen', между прочим!

В моде - пластмассовая, немыслимо-яркая бижутерия, которую сейчас не решится надеть даже идиотка на дурдомовском утреннике. Волосы модной "восьмидесятницы" должны быть взлохмачены и безжалостно политы лаком (если у Вас импортный лак с "блестками", Вы - королева дискотеки). Ажурные колготы, делающие любые ноги - бульонками, сделают Вас ещё неотразимее!

Мальчики, исповедовавшие колоритный стиль "гоп-стоп", носили телогрейки с надписями на спине. Варианты надписей: "Spartak Fans" (кредо), "AC/DC" (металл-группа) и "Дублёнка" (самомнение телогрейки). Такие мальчики носили в руках магнитофоны "Электроника", надсадно хрипевшие 'Accept'-ом: "T.V. war - T.V. war!!! Bloodless but deadly and cruel!!!! T.V. war - T.V. war!!!!"

У проснувшейся молодежи оказалось много проблем. Если до этого пропаганда тщательно оберегала юную поросль от потрясений, то теперь все было с точностью до наоборот: нас принялись путать маленькими Верами. На экраны выплеснулся вопль неудовлетворенного жизнью поколения. Конфликт отцов (врунов, гадов и сталинистов) и детей (правдолюбивых разочарованных придурков) стал основной темой молодежного кино Перестройки. "Легко ли быть молодым?", "Авария - дочь мента", "Дорогая Елена Сергеевна", "Курьер", "Меня зовут Арлекино", "Интердевочка" показали всем, что пионерия и комсомол совершенно зазря салютовали на помпезных съездах: молодежь у нас - дрянь и слизь, вонь и мразь. Но мразь несчастная и требующая в себе участия...

Выйти замуж за богатого иностранца - мечта типовой идиотки 80-х. Фильм "Интердевочка", снятый по бездарной повести В. Кунина, показывал, что на Западе, хотя и сытно, но совершенно бездуховно и тускло. Судьба питерской проститутки (путаны) Таньки Зайцевой, взятой в жены шведским бизнесменом (!!!), была "сказочной" от начала, до конца, но девочки воодушевлялись. Одна из "любимых" тем тогдашней прессы - валютная проституция. Подавалось это все странно. Пример: якобы, интервью с московской путаной, которая утром ходит в бассейн, потом - на массаж и на маникюр, читает поэтов Серебряного Века и знает два языка. Но просто она, красивая и умная, хочет, чтобы у ее маленькой дочери было ВСЕ! Не пропаганда ли здорового образа жизни?

Чем же были для нас восьмидесятые? Глотком свободы, как писал "Огонёк" или маршем в никуда, как писал "Наш современник"? Началом конца или концом кошмара? Глупостью масс или подлостью вождей? Перестройкой или крахом? Они были нашей юностью, нашей глупостью и нашим "Ласковым маем"."

 Комментарии здесь уместны:
Соседние темы:

Новые темы:
Поговорить  »  Мамаши  »