К сочинению музыки «Женитьбы» Моцарт приступил в декабре 1785 года в Вене и закончил его через пять месяцев. Премьера состоялась в Вене 1 мая 1786 года и прошла с незначительным успехом. Сначала пьеса Бомарше была запрещена в Вене, как произведение, высмеивающее аристократию и связанное с французской революцией.
Сюжет:
Конец XVIII века. В доме графа Альмавивы, что в Испании, шумно: подготовка к свадьбе в разгаре. Фигаро, камердинер графа, женится на служанке графини - Сусанне. Сам граф тоже является заинтересованным в данном браке, невеста нравится ему самому, и он не прочь воспользоваться и «правом господина» на первую брачную ночь, как впрочем и на последующую интригу с горничной своей жены. Сусанна, подозревающая недоброе, с неподдельной тревогой рассказывает своему жениху о преследованиях графа. Фигаро расстроен, ведь когда-то они помог графу жениться на Розине, ныне графине Альмавива. Но он не сдается - он сделает все, чтобы помешать своему господину.
В доме находится паж Керубино. Он влюблен буквально во всех женщин, которые есть в замке. Старый сплетник Базилио намекает Альмавива на любовь Керубино к графине, тем самым пробуждая у графа муки ревности. В этот самый момент граф замечает спрятавшегося Керубино. Его гнев не знает предела. Керубино, по требованию графа, вынужден незамедлительно отправиться в полк.
Графиня же опечалена равнодушием своего мужа. Он уже не тот пылкий влюблённый, который провёл вокруг пальца её бывшего опекуна Бартоло (см. Севильский цирюльник») Её печаль становится ещё сильнее от рассказа Сусанны о мыслях графа.
Графиня охотно принимает план вызвать графа ночью в сад и послать к нему на свидание Керубино, переодетого в женское платье, вместо Сусанны, которая тотчас же принимается наряжать пажа. Но внезапно появляется граф. Удивленный смущением жены, граф требует открыть запертую дверь, за которой прячется бедный паж. Графиня уверяет мужа, что там находится ее горничная. Однако эти слова лишь усиливают подозрения графа. Вместе с женой он отправляется за инструментами, которыми можно взломать дверь. В это время Сусанна выпускает Керубино, однако все двери на запоре, бежать некуда. В страхе бедный паж прыгает в окно, и падает на клумбу. Входит садовник Антонио. Оказывается, он видел, как из окна графини выпрыгнул человек. Садовник показывает какую-то бумажку, оброненную неизвестным. Это оказывается приказ о назначении Керубино! Понадобилась вся изворотливость Фигаро, чтобы уверить графа, что это именно он выпрыгнул из окна. А приказ? О, это просто. По подсказке Сюзанны и графини Фигаро объясняет, что взял бумагу у Керубино, чтобы поставить на ней печать. Так или иначе, Керубино снова отправляют в армию.
Но графиня и её горничная не оставили мысли проучить графиня все еще желает проучить мужа. Она сама хочет пойти на ночное свидание. И диктует Сюзанне письмо для графа, в котором они назначают графу свидание в беседке…
В предложенном дуэттино (коротком дуэте) Сюзанна повторяет слова графини, потому что пишет под её диктовку:
Сюзанна: Sull'aria... Ветерок...
Графиня: Che soave zeffiretto... Какой чудный зефир...
Сюзанна: Zeffiretto... Чудный зефир...
Графиня: Questa sera spirerà... Тихий вечер...
Сюзанна: Questa sera spirerà... Тихий вечер...
Графиня: Sotto i pini del boschetto. Под сенью сосен в маленькой роще.
Сюзанна: Sotto i pini... Под соснами...
Графиня: Sotto i pini del boschetto. Под сенью сосен в маленькой роще.
Сюзанна: Sotto i pini...del boschetto... Под сенью сосен...в маленькой роще....
Графиня: Ei già il resto capirà. А остальное он поймёт.
Сюзанна/
Графиня: Certo, certo il capirà. Конечно, конечно, он поймёт.
P.S.: К сожалению, нигде не нашёл в интернете исполнение этого дуэта, которое считаю самым лучшим. Это студийная (именно студийная – на Youtube есть концертная, да и та из Метрополитен Опера) запись 1958 года. В роли графини – Lisa della Casa, в роли Сюзанны - Hilde Guden.
P. P.S.: Ну и в довесок – кадры из «Побега из Шоушенка».
Караколь
У меня тоже возникает подобное смятение, правда от таких как Билан, Лазарев и т. п.... но точно именно так.
Лэся
но щаз не Билан (господи, кто это*)
Шоушенк - царапнуло круче Моцарта,
сорри, отец))))))))))))))))))))))))
Караколь
Ну как сказать: Моцарт - это наркотик, а фрагмент из "Шоушенка" демонстрирует действие наркотика)))))))))
Кому-то больше нравится "наблюдение за наблюдающими")))) - Suum cuique.
Лэся
Каждому свое, это еще козлоногие боги прописали.
А что до МОЦАРТА КАК НАРКОТИК БЕЗ ДЕЙСТВИЯ, тута можна и поспорить....
Караколь
Скорее Моцарт - это наркотик, приводящий к стойкой зависимости, но без ломок))
Лэся
да, тут ты прав. Востер и тонок. Приятно было приложиться. К образу. С атрибутикой. Май плежа.
Караколь
"... ты Моцарт Бог, и сам того не знаешь..." Трай ту ду май бест, ю ар велком.
Лэся
Пасиб, красиво опять.
Ты музыкант?
Лэся
а думаешь, как музыкант)
Караколь
не, не - у меня есть знакомый профессионал - преподаватель. Там всякие бемоли, терции - вощщем - жуть!!!!
А я хорошую музыку - просто люблю))
Лэся
Не?
У мине тож был преподаватель со своими "бемоли, терции - вощщем - жуть!!!!", консу закончила....
Так что, не выёживайсо, давай правду-мать
Караколь
А какую правду?? Это сейчас в школе музыку преподают на уровне - "дети, посидите 45 минут тихо", а у меня была учительница, так ставила нам слушать от "Русского танца" до Армстронга. Может оттуда и пришла тяга к классике. Вообще, классика, это же не сложно, а очень даже классно и здорово!
Лэся
у тебя крепко отстроенная база
Караколь
Ну...)) "у немцев это не последний самолёт")))
Freya-S
..итак, дуэт замечательный...голоса красивые... а почему не вспоминаете финал этого безумного дня?...там интрига...)
Караколь
Ну, финал то - да, замечательный, но мне больше нравится, не помню, не то в суде, не то, перед, ну там где Бартоло заикается: "Сьё мадре?"
Караколь
Да, вообще, стараюсь тему не перегружать. Если все вкусные кусочки вставить и откомментить, то... то проще всем посоветовать сначала перечитать Бомарше, а потом всю оперу от сцены, где Фигаро обмеряет место для кровати, до финала, прогнать))
ап чем сыр-бор я типа нипонила)