Что мешает формированию единого миграционного пространства Союзного государства?

Екатерина Пряхина
"Союз. Беларусь-Россия" №524 (40)
27.10.2011, 00:50


В человеческом измерении

Ученые-социологи едины во мнении: миграция в современном мире неизбежна и будет только нарастать. Поэтому главной задачей миграционной политики должна стать не борьба с миграцией, а управление этим процессом так, чтобы с его помощью решать, а не усугублять социальные и экономические проблемы.

Явление миграции - это неотъемлемая составная часть как глобализации в целом, которую сегодня переживает весь мир, так, в частности, и тех интеграционных процессов, которые активно развиваются сейчас в Союзном государстве. Причем это явление имеет, возможно, самое большое "человеческое измерение", является самым чувствительным и для всего населения в целом, и практически для каждого человека в отдельности. Миграция ведь во многом определяет "самочувствие", состояние нашего общества.

С момента создания Союзного государства вопросу единой миграционной политики уделялось самое пристальное внимание. И основные этапы развития Союза России и Беларуси являются одновременно и важными вехами формирования единого миграционного пространства. Пространства, в котором граждане Союзного государства могли бы в полной мере реализовывать свои права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, а также право на труд, на медицинскую помощь, образование и другие.

Однако вопросы миграционной политики являются одновременно и одними из самых сложных, трудноразрешимых и "болевых". Процесс интеграции никогда не бывает таким же быстрым, "легким и простым", как процесс обратный, центробежный. С трудностями и сложностями на пути создания единого миграционного пространства сталкиваются не только Россия и Беларусь. Везде, где стоит задача интеграции (Евросоюз, Британское Содружество и др.), возникают те же или подобные проблемы, над решением которых работают и политики, и чиновники, и ученые.

Министерства внутренних дел России и Беларуси совместно разрабатывают механизмы управления миграционными процессами. Идет работа по подготовке программы Союзного государства по формированию единого миграционного пространства, одним из результатов которой должно стать устойчивое и стабильное развитие экономик России и Беларуси.


Компетентно

Лейла Котиева, к.ю.н.,
Сергей Савостьян, эксперт

Глобальные миграционные процессы являются одной из неотъемлемых характеристик современного мира. Нужно сказать, что в целом XX век отличается массовыми миграционными движениями, однако именно последние десятилетия XX века и начало XXI века в силу различных причин отмечены расширением масштабов миграции. Особенно это проявилось на территории бывшего Советского Союза после распада СССР. Интенсификация международных миграционных процессов проявилась как в увеличении количества мигрантов, так и в расширении территорий, на которых происходят массовые миграционные процессы.

Миграция - перемещение по различным причинам людей через границы тех или иных территориальных образований в целях постоянного или временного изменения места жительства - это сложный социально-экономический процесс, серьезно воздействующий как на внутреннюю ситуацию в государствах, так и на международную политику. Причем это воздействие может иметь как положительное, так и отрицательное действие. Миграция населения, как внутренняя, так и внешняя, является одним из важнейших индикаторов этнополитических и социально-экономических процессов, происходящих в обществе и государстве. Это, по существу, один из наиболее очевидных способов реагирования населения на изменение жизненной ситуации. Перемены, происходящие в жизни общества, очень быстро и наглядно отражаются в миграционных процессах. По характеру миграционных потоков можно судить о степени открытости и демократичности общества, об эффективности экономики и инфраструктуры, о региональных диспропорциях развития, о состоянии межэтнических отношений, о назревающих или уже явных этнических конфликтах.

Крупнейшие геополитические изменения последних десяти лет XX века, социальные, политические и военные кризисы, межэтнические и межнациональные конфликты определили характер постсоветских миграций. Упразднение огромного государства, стремительная суверенизация бывших советских республик, отказ от единой системы хозяйствования породили новые причины, формы и мотивы миграций. Наряду с экономическими причинами возникли и многократно усилились социальные, политические, этнические и иные факторы, воздействующие на массовое перемещение людей.

При этом миграция - сложный и довольно противоречивый процесс. Как уже говорилось выше, она может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на общую ситуацию в государстве. Так, с помощью миграции могут решаться демографические проблемы, восполняться недостаток трудовых ресурсов в тех или иных отраслях производств или районах страны. Вместе с тем неконтролируемая или нелегальная миграция часто тесно связана с криминалом и может оказать неблагоприятное воздействие на внутреннюю обстановку. Эффективное государственное регулирование миграции должно быть составным и очень важным элементом стратегии развития любого общества.

Сложившаяся ситуация наглядно показывает, что проблема миграции в целом и, в частности, проблема неконтролируемой и нелегальной миграции, чрезвычайно актуальна в настоящее время как для России, так и для всего постсоветского пространства. На этом фоне на первый план выдвигается необходимость межгосударственного взаимодействия в регулировании миграционных процессов.

Необходимо совместно определить методы, средства, инструменты, с помощью которых могут быть нейтрализованы негативные процессы миграции, такие как незаконная миграция, в том числе и трудовая, проникновение криминала из третьих стран и т.д.

Особенно злободневна проблема нелегальной миграции для государств постсоветского пространства, в частности, для России и Беларуси. Это обусловлено рядом факторов. Для России все еще характерна относительная "прозрачность" внешних границ на среднеазиатском, закавказском и дальневосточном направлении и отсутствие четко выраженных в договорном отношении границ между государствами - членами СНГ. Эти обстоятельства создают условия для притока и концентрации на территории страны большого количества незаконных мигрантов. Количество незаконных мигрантов в России насчитывает от 3,5 до 15 млн человек по разным экспертным оценкам. В Беларуси количество незаконных мигрантов, по неофициальным оценкам, составляет около 5 тыс. человек. При этом для Беларуси, занимающей особое геополитическое положение, особенно характерна транзитная нелегальная миграция лиц, пытающихся использовать Беларусь для проникновения через нее в другие, прежде всего западноевропейские государства.

В связи с этим на повестку дня встает вопрос о совместных действиях России и Беларуси в противоборстве незаконной миграции. Объединить усилия можно и нужно в рамках Союзного государства.

Накопленный опыт интеграции Беларуси и России позволяет определить приоритеты и дальнейшие перспективы строительства Союзного государства. Очевидно, что объединение двух братских государств требует формирования единого экономического, социального, правового и миграционного пространства. Также очевидно, что обеспечение единого миграционного пространства и осуществление единой миграционной политики Союзного государства - это одно из основных направлений, на которое должны быть направлены усилия всех органов государственной власти Союзного государства и государств-участников.

И Россия, и Беларусь осознают необходимость координации усилий в этой сфере, сотрудничества с государственными органами разных стран и неправительственными организациями и использования международного опыта.

Формирование единого миграционного пространства - сложный процесс. Выработка единой миграционной политики требует единства взглядов, приоритетов, принципов, на которых базируется внутригосударственная миграционная политика России и Беларуси. Необходимо сближение систем государственного регулирования миграционных процессов двух государств. Такое сближение должно осуществляться через унификацию национальных законодательств, регулирующих сферу миграционных отношений.

Правовую основу формирования единого миграционного пространства Союзного государства в настоящее время составляют, с одной стороны, международные договоры Республики Беларусь и Российской Федерации и, с другой стороны, нормативные правовые акты Союзного государства.

Постановлением Совета Министров Союзного государства от 29 октября 2005 г. N 23 утверждены Основные направления миграционной политики на территории государств - участников Договора о создании Союзного государства (далее - Основные направления), которые представляют собой систему взглядов, принципов и направлений деятельности органов государственной власти Российской Федерации и Республики Беларусь в области регулирования миграционных процессов.

В Основных направлениях очерчены особенности миграционных процессов на территории государств-участников Союзного государства, определены цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов на территории государств-участников Договора о создании Союзного государства.

На практике Основные направления реализуются посредством заключения двусторонних международных договоров межгосударственного и межправительственного уровня, а также межведомственных международных договоров, принимаемых заинтересованными государственными органами Беларуси и России в развитие уже достигнутых договоренностей на более высоком уровне.

Подготовка указанных документов, а также решение вопросов в области регулирования миграционных процессов на территориях государств - участников Союзного государства осуществляется в рамках работы Межгосударственной межведомственной рабочей группы по выработке рекомендаций по проведению согласованной миграционной политики. (Положение о рабочей группе утверждено постановлением Совета Министров Союзного Государства от 3 декабря 2009 года N 44.) Рабочая группа состоит из представителей различных государственных органов Республики Беларусь (Министерства внутренних дел, Государственного пограничного комитета, Комитета государственной безопасности, Министерства иностранных дел, Министерства юстиции) и Российской Федерации (Федеральной миграционной службы, Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Министерства иностранных дел, Министерства юстиции, Министерства транспорта), а также Постоянного Комитета Союзного государства.

Основополагающими международными договорами, направленными на формирование единого миграционного пространства Союзного государства, являются:

1. Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан от 25 декабря 1998 года.

Данным договором создан режим наибольшего благоприятствования процессам трудовой миграции между Беларусью и Россией. В соответствии с его положениями граждане Беларуси и России имеют равные права на трудоустройство и оплату труда на территориях России и Беларуси. Это означает, что на белорусских и российских граждан не распространяются положения национальных законодательств по ограничению трудовой деятельности иностранцев на их территории.

2. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об использовании миграционной карты единого образца от 5 октября 2004 года.

Согласно указанному соглашению на территории Республики Беларусь и Российской Федерации введена миграционная карта единого образца, а граждане Беларуси и России освобождены от обязанности заполнения миграционной карты при въезде на территорию одного из государств - участников Союзного государства.

Для определения формы миграционной карты единого образца, порядка ее выдачи, заполнения, применения, а также обработки и использования информации, содержащейся в ней, 6 июля 2006 года подписан Протокол между министерствами внутренних дел Беларуси и России о порядке реализации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об использовании миграционной карты единого образца от 5 октября 2004 года.

3. Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией об обеспечении равных прав граждан Республики Беларусь и Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства от 24 января 2006 года.

Соглашение предусматривает возможность пребывания граждан Беларуси и России на территории обоих государств в течение 30 дней без регистрационных процедур, а также устанавливает, что факт принадлежности лица к гражданству Республики Беларусь или Российской Федерации является основанием для получения вида на жительство без учета срока временного пребывания и проживания.

Особенность геополитического положения Союзного государства предопределяет необходимость осуществления Министерством внутренних дел Республики Беларусь и Федеральной миграционной службой совместно с другими заинтересованными ведомствами скоординированных действий в противодействии незаконной миграции. С этой целью 5 декабря 2008 года Министерством внутренних дел Республики Беларусь и Федеральной миграционной службой заключены соглашения о сотрудничестве в области миграции и о взаимодействии компетентных органов в сфере миграции приграничных регионов в области борьбы с незаконной миграцией, позволяющие регулярно осуществлять межведомственные оперативно-профилактические и специальные мероприятия по выявлению иностранных граждан, находящихся на территории государств-участников Договора о создании Союзного государства в нарушение законодательства, предупреждению с их стороны преступлений и правонарушений.

Для осуществления контроля за въездом, пребыванием и выездом иностранцев с территории Республики Беларусь в Министерстве внутренних дел Республики Беларусь создана автоматизированная система учета иностранных граждан, въезжающих на территории государств - участников Союзного государства через пункты пропуска Республики Беларусь (АС "Миграция"). В Федеральной миграционной службе России функционирует Центральный банк данных учета иностранных граждан (ЦБДУИГ).

В целях формирования общих информационных систем в области миграции с использованием возможностей ЦБДУИГ и АС "Миграция" Министерством внутренних дел Республики Беларусь и Федеральной миграционной службой России разработан проект Протокола между Министерством внутренних дел Республики Беларусь и Федеральной миграционной службой России о порядке обмена информацией об иностранных гражданах третьих государств и лицах без гражданства, временно въезжающих в Республику Беларусь и Российскую Федерацию, содержащейся в центральных банках данных учета иностранных граждан. В настоящее время указанный Протокол проходит процедуру согласования и будет подписан в ближайшее время.

К сожалению, приходится констатировать, что на сегодняшний день еще не решены многие серьезные вопросы, определяющие процесс формирования миграционного пространства Союзного государства. Развитие национальных законодательств в сфере миграционных отношений зачастую проходит параллельно и не всегда согласованно. Вместе с тем необходимо отметить, что органы исполнительной власти и России, и Беларуси предпринимают определенные усилия для согласования позиций. Так, например, достаточно оперативно был решен вопрос с введением миграционной карты, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в Республике Беларусь с учетом отсутствия границ между государствами. В настоящее время продолжается совместная деятельность министерств внутренних дел России и Беларуси по согласованию механизмов контроля за миграционными процессами. Однако этот процесс должен углубляться.

В целях обеспечения комплексного решения всех вопросов, связанных с формированием единого миграционного пространства Союзного государства, полагали бы необходимым подготовку и принятие программы Союзного государства по формированию единого миграционного пространства, разработка и реализация которой способствовала бы созданию единой системы регулирования миграционных процессов в целях устойчивого развития экономик России и Беларуси.

Вопросы формирования единого миграционного пространства Союзного государства постоянно находятся в центре внимания высших органов Союзного государства и регулярно рассматриваются на их заседаниях.

В повестку дня очередного заседания Высшего Государственного Совета Союзного государства, планируемого к проведению в ноябре 2011 года, включен вопрос о формировании единого миграционного пространства Союзного государства. Работе органов государственной власти Беларуси и России будет дана соответствующая оценка, а также намечены перспективы дальнейшего сотрудничества Беларуси и России по формированию единого миграционного пространства Союзного государства.

Сколько мигрантов из Беларуси прибыло в Россию в 1997-2008 гг.

Сколько мигрантов из России выбыло в Беларусь в 1997-2008 гг.

Источник: www.rg.ru/2011/10/27/a540151.html


 Комментарии здесь уместны:
Соседние темы:

Новые темы:
Поговорить  »  Трудовая миграция  »