"Сэр Кеннет Робинсон, можно просто сэр Кен, не специалист по финансовому образованию: его книги — о воспитании креативности. Практический опыт Робинсона в британской системе образования, за который он произведен в рыцари, — из той же сферы.
В конце концов, самое главное в этом деле — так воспитать и научить ребенка, чтобы он, повзрослев, достаточно зарабатывал и мог позволить себе оплачивать неизбежные пробелы в своем финансовом образовании. Для этого мы отправляем его в школу и стараемся заставить хорошо учиться. Некоторые даже приплачивают за это.
А что такое современная школа, как раз и объясняет сэр Кен. Нынешняя модель образования, по Робинсону, сформировалась во время индустриальной революции и была заточена под удовлетворение потребностей тогдашней экономики. Школа — это та же фабрика времен, максимум Генри Форда: начало и конец рабочего времени по звонку, жесткая предметная специализация, конвейерный принцип сборки — с аттестатом о среднем образовании в финале. Если какую-то деталь не подвезли или уронили, конвейер останавливается. Стандартные тесты, в которых к каждому вопросу подходит ровно один правильный ответ, — это тоже наборы мелко нарезанных фабричных операций, для которых существует единственный правильный способ выполнения.
Мы привыкли, что дети одного возраста должны изучать одни и те же предметы и, желательно, с одинаковой скоростью: отстающих шпыняют, на движущихся слишком быстро косятся, выискивают в них ущербность.
Система, имитирующая промышленное предприятие, готовит людей к работе, ясное дело, на промышленных предприятиях. От звонка до звонка. По схеме. А ведь и высшее образование устроено похожим образом и нацелено на выпуск кадров для все той же индустриальной системы — фабрично-заводской не по внешним признакам, а по процессам.
Между тем наши дети не пойдут работать на фабрику. Для этого им пришлось бы эмигрировать в Китай и учиться жить на два доллара в день. Более того, они не столкнутся, скорее всего, и с регламентированной системой крупной корпорации образца 1970-х —1980-х. Даже нынешние гиганты уходят от организации процессов в духе индустриальной революции, посмотреть хоть на Apple или Google. А те, кто пойдет в свободные художники, фрилансеры или предприниматели, — таких среди наших детей будет больше, чем среди нас, потому что общество продолжает меняться, — сделают свой выбор не благодаря, а вопреки всей системе образования. Которая если и меняется, то только в сторону большей стандартизации (см. ЕГЭ и пр.).
.....
Источник: Форбс
Добрый Джинн
Читал и вспоминал как меня ломали и заставляли быть как все. Иногда на уроках математики выкидывал такое... (хотя мат. не очень любил), что отличники были в нокауте. Просто накануне подглядел в журнале "Квант" оригинальное решение предстоящей задачки. Но сломали. Я за Вас.
Джинни Джоу
я Квант тоже читала... чтобы понять, что решение оригинальное и именно той задачи, которая должна быть завтра, надо было знать математику.. и не просто поверхностно.....
В_О_И_Н
Как в фильме - "За изобретение пять, за экзамен-неуд!"
Бывший Учитель
так не бывает. если предположить, что мы отбросим стандартизированную школу (при всех ее недостатках она дает результат) то методом "свободного развития" мы, может быть, и выкуем больше стивов джобссов, но на сколько же больше будет растерянных, неспособных к созиданию людей.
Джинни Джоу
неее... считаю, что посредственных нет.... есть гении, но в каких-то других областях... их просто не рассмотрели в детстве..)
Бывший Учитель
хорошо, некорректую формулировку снимем. тебе не кажется, что реализация этих идей выбьет почву из-под ног смиренных тружеников.
SugarCane
В смысле, что каждый найдет себя... кто в творчестве, кто в рутине. Просто вариантов будет больше))
Джинни Джоу
нееее... не кажется.... потому что они не будут реализованы никогда... это идеал.. мечта.... таковой она и останется....
AngelDeath
Полностью согласен в том, что посредственных людей не бывает. Или человек идет не своей дорогой. Человек променял свой талант (талант, как известно, это нервная болезнь) на модные тенденции и бОльшую з/п.
Если талант "потоплен", то мы видим "посредственность" в чужой, для данного индивида, специальности.
Если талант непотопляем, то он вытолкнет человека на свой путь или закончится алкоголизмом, наркоманией, скандализмом индивидума в социуме (семья, родные, соседи usw.) - неудовлетворённость жизнью надо же как - то снимать?! Вот и получается...
Венеция
да так же.. идти на завод)) или вы думаете они пропадут, если с детства не приучить их к фабричной системе?
Бывший Учитель
э, нет. необходимо все ж развить мышление, достаточное для овладения проф навыками. и это как раз - механистическое мышление.
Венеция
значит нужно реформировать систему образования, чтобы в ней удобно было всем. это не так сложно как кажется. но вот морочиться придется по любому. это разве надо кому?
Бывший Учитель
почему вы думаете, что не сложно? разумеется, в нынешней системе масса проблем, но разумной альтернативы не видно. (решение должно быть малозатратным и дающим быстрый эффект)
SugarCane
Там все-таки упор, я так поняла, на работу в команде и все такое...
Не просто самому себе под нос что-то творить в вакууме...
будущее в прошлом
ну конечно, человеку с низкими коммуникативными навыками теперь и жить не нужно
SugarCane
Если чего-то не хватает - надо развивать... а не прятать голову в песок!
Венеция
нуу.. бывают ярко выраженные интроверты, половина гениев такие.
тут главное не спутать интровертов и застенчивых, не умеющих общаться экстравертов. Если первым общество нужно поскольку постольку, то последним реально тяжело жить и реализовывать себя.
а есть люди от рождения одаренные больше других, соотношение один к миллиону будет сохранятся всегда, и таких общая масса, какая бы творческая она не была, все равно будет тяготить.
SugarCane
Я думаю, если ребенок необщителен - не стоит это усугублять.. не стоит как раз его изолировать от коллектива и сажать дома... Должен учиться (насколько это возможно) находить контакт с людЯми.))
Джинни Джоу
а может, это люди должны учиться находить контакт с ним? Вопрос неоднозначный
будущее в прошлом
я все-таки для себя а не для окружающих живу. Напридумывали сказок типа без коллектива капут и давай все теперь в колхозы превращаться
В_О_И_Н
Я думаю, что если два ребенка, допустим до 2-4 лет психически и физически здоровы, то способности может быть и равны. Дольше идет в действие окружение ребенка.
циничная бяка
верно. гении разовьются, а слабенькие вообще загнутся
SugarCane
не.. у нас.. нормальная школа..)) Сильно не парят.))))
Венеция
хорошо, говорю, что сильно не парят.
наслушалась рассказов про амбициозных учителей, которым и дрессировку мартышек нельзя доверить - враз ухайдакают, но они блин это.. лица обличенные властью
SugarCane
аааа.. да, такая школа..)) "ацтойная"))
Тихая заводь в нашем бушующем мире.))
вредная киса
Тип кружки? У мну сейчас ребенок 8 лет дополнительно ходит на танцы, мягкую игрушку, русский и английский язык, конный спорт. Хочет еще на рисование, собаководство, аппликацию? Я люблю своего ребенка, но иногда мечтаю о летних каникулах, когда нет доп.занятий, круглогодичных. Интересно, почему в школах есть 3 занятия физкультурой в неделю, а танцев нет, хотя от них навряд ли кто б отказался или тоже рисование?
Прия
и кружки тоже, у мну подружайка регулярно с детем книжки читает - энциклопедии, обычаи народов мира; кукольные театры домашние устраивает со своими сценариями, задачки на логику регулярно решает и т.п. Ребенку в радость.
будущее в прошлом
социум такой бред ((((кружки это к чему ребенка тянет, а школа жесткая обязаловка. Вот сами подумайте, Вы пойдете в социум (работу, общественную жизнь) в которой народ подберется только по принципу обязательности?
SugarCane
Социум - не бред! Это еще одно качество - умение ладить с людьми... не обязательно с теми, кого ты сам выбрал.))
SugarCane
Такова се ля ва....)) Надо к ней готовицца..)
SugarCane
Это в принципе полезное качество - уметь договариваться, находить компромиссы.. Без этого ни коллектива, ни ячейку, пардон, общества не построишь.))
будущее в прошлом
я проявляю чудеса коммуникабельности, если мне что-то нужно))) только коллектив здесь при чем?
SugarCane
А если бы не могла??
Знаю таких людей... под 30-ник, в магазин сходить не могут... как это - кого-то о чем-то попросить.. спросить.. узнать...
На работу пойти устраивацца - "ужос-ужос"
Ни друзей, ни подруг.. ваще...
Это жизнь??
будущее в прошлом
а куда родители глядели, может там проблемы неврологии и психиатрии?
Вот работу и надо выбирать, понимая что например ты человек не коллективный, типо сижу и творю сам себе (это, кстати, не означает не успеха в жизни). Но в жизни случилась фигня и тебя начинают убеждать, что коллектив наше все), человек начинает думать, что с ним что то не так и ему надо с собой что-то делать чтоб вписаться в какой-то гребаный стандарт.
SugarCane
Родители как раз при признаках нелюдимости вывели дитятку из школы и всех кружков... типа, че насильно заставлять...))
Потом уже, конешно, пошли проблемы и посерьезней..)
Показано с 1 по 60 из 170 комментариев
"В нынешнем мире университетский диплом перестал гарантировать непыльную работу. Порядок по-прежнему бьет класс только в замшелых системах вроде госуправления или некоторых сырьевых корпораций. Выигрывают, в первую очередь в финансовом плане, творческие личности, умеющие придумывать необычные продукты и ходы; конкуренция среди прочей серой массы слишком высока. Но существующая система образования убивает как раз главное конкурентное преимущество человека — дивергентное мышление, то есть способность давать на вопрос множество ответов и находить для любой проблемы не одно, а несколько решений.
Есть такой анекдот:
—Папа, а что такое альтернатива?
—Ну вот, сынок, допустим, я дал тебе $100 и ты купил пять куриц. Но случилось наводнение, и они все погибли.
—Ну а при чем здесь альтернатива, пап?
—Альтернатива, сынок, это утки.
Это анекдот неправильный. В жизни про уток первым сообразил бы сын, особенно если он еще дошкольник. Сэр Кен ссылается на одно социологическое исследование, показавшее, что в дошкольном возрасте 98% детей — гении дивергентного мышления, а в 8-10 лет — уже только 50%. Дальше хуже. Средний взрослый, если спросить его, сколько существует способов использования обычной скрепки, даст 10-15 ответов. Гений дал бы двести.
Чтобы у детей сохранилась способность мыслить нелинейно — а с ней, скажем прямо, и шанс когда-нибудь заработать приличные деньги, потому что без нее такого шанса точно нет, — Робинсон предлагает, например, не наказывать за подглядывание в книгу или за подсказки. Потому что в реальной жизни мы только и делаем, что ищем информацию и советуемся с коллегами. Обучение должно происходить в группах, через работу над общими проектами. Стандартные тесты для него — отвратительный пережиток прошлого: ни с чем подобным на работе мы не сталкиваемся, разве что когда сдаем разного рода квалификационные экзамены, которые и сами атавизм.
Сэр Кен, однако, специалист по образованию, и он, понятное дело, предлагает менять систему. Кто его услышит даже в Англии и Штатах, не то что у нас, большой вопрос. Система не изменится, пока наши дети ходят в школу-фабрику, надо это признать.
...