История балов в России

Слово «бал» - заимствованно из французского «bal» и происходит от старофранцузского глагола «baller» - «танцевать».

Одним из первых балов был бал, данный в честь бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской. При Медичи балы приобретают все большую популярность во Франции, продолжают распространяться при Генрихе IV, а со времен правления Людовика XIV становятся неотъемлемой частью придворных празднеств.
В России бальная культура начинает развиваться в эпоху петровских реформ. В то время бал являлся элементом чуждой западноевропейской культуры и искусственно прививаемой формой нового социального общения. Мероприятия и празднования совершались в виде ассамблей, непременно в присутствии государя, танцевальная часть была обязательной. Форма проведения торжества которая сложилась в эпоху Петра Петровича сохранялась еще долгое время: богослужение – прием – праздничный обед – бал – фейерверк.

Праздничным придворным балом со времен Анны Иоанновны отмечались императорские дни (рождения, годовщины восшествия на престол и коронации), свадьбы, дни рождений и именин членов семьи монарха, орденские дни, виктории, заключение мира, Рождество, Пасха, Новый год. Большие балы назначались в честь приема знатных гостей – членов королевских семей, а также по важным политическим поводам.

Балы по большому этикету, происходили только в домах-дворцах с бальным залом и анфиладой гостиных и столовых. Самые роскошные балы николаевской эпохи давали Б. Н. Юсупов и И. И. Воронцов-Дашков. Весь цвет петербургской культуры приглашался на этот бал, составлявший всегда событие в жизни столицы. В 1850-1880 блистали балы во дворце князя Белосельских-Белозерских, в доме Е. Э. Трубецкой, В. Н. Орлова, гр. М. Ф. Клейнмихель. Таким образом, балы становятся обязательной частью дворянской жизни. И были они не только лишь развлечением для знати. Императорские балы с их строгим этикетом и пышным убранством залов имели государственное значение. Поражая иностранцев роскошью, они служили прославлению империи.

Бал открывал наследник с женой или с одной из фрейлин, а если бал устраивал один из вельмож, то хозяин дома с императрицей.

Бал прежде всего был танцевальным мероприятием на котором полагалось танцевать. Все остальное — разговоры, буфеты, игра в карты — лишь сопутствовало танцам, следовавшим один за другим в строгом порядке. Танцевали по чинам, в каждом танце участвовало ограниченное количество пар.

Открывался бал полонезом (или польским). В полонезе шли обычно все присутствующие — танец этот совсем несложный: два шага и на третьем приседание, поклоны и реверансы — тоже всем по силам.

Далее по бальному расписанию следовал контраданс, или кадриль. Вот здесь уже старички предпочитали разойтись по комнатам и усесться за карты, оставляя танцы более молодым. В XVIII веке контраданс был на балах своего рода спектаклем — танцевать его специально подбирались четыре пары из высшей знати. Готовились они заранее, в танце были сложные фигуры, пары менялись дамами и кавалерами.

Кульминацией всякого бала была мазурка. Этот танец требовал особого мастерства. Здесь без специальной подготовки было не обойтись.
И наконец, «самый бальный» танец— вальс. Хотя две сотни лет назад вальс считался чуть ли не скабрезным танцем. Почему? Да потому, как писала в своем «Критическом и систематическом словаре придворного этикета» некая мадам, «молодая особа, легко одетая, бросается в руки молодого человека, который ее прижимает к своей груди, который ее увлекает с такой стремительностью, что сердце ее невольно начинает стучать, а голова идет кругом». А в Правилах Л. Петровского есть предостережение: «Танец сей, в котором, как известно, поворачиваются и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей осторожности... чтобы танцевали не слишком близко друг к другу, что оскорбляло бы приличие».

Очень важная, ритуальная, почти магическая составляющая бала вырастает из забытых функций танца. Бал предполагал совместное действие многих участников, специально обученных европейским танцам, манерам, этикету.

Обстановка, как эстетическая сторона, была призвана радовать и глаз и душу: рощи цветущих деревьев, море света от тысяч свечей, играющих в хрустальных алмазах, бесчисленное отражение в зеркалах…

Достаточно представить Тронный зал Царскосельского Дворца, в котором происходили парадные балы, и становится ясно, что третья и наиболее зримая и яркая их составляющая – это магия цвета, сливающая воедино холодный блеск кристаллов зимней ночи и оранжерейное благоухающее цветами тепло живого огня. Комнаты дворца были освещены множеством свечей. В парадном зале у стен стояли ломберные столы с нераспечатанными колодами карт. На балконе, в нише одной из стен размещались музыканты. Как только собиралось большинство гостей, тотчас начинались танцы.

Последним в истории российской бальной культуры был костюмированный бал в Зимнем дворце, который прошел в 1903 году, и был стилизован под Россию XVII века. Накануне Русско-японской войны обращение к «русской теме» было особенно актуальным. К этим балам готовились с особым усердием и даже провели своеобразную репетицию в Эрмитажном театре. Директор императорских театров В. А. Теляковский вспоминал: «Зрительный зал представлял собой редкую картину, особенно заинтересовавшую артистов, участвовавших в спектакле этого вечера. Через дырочки занавеса они внимательно разглядывали всех костюмированных и делились своими замечаниями по поводу манеры и умения приглашенных носить столь необычное для них и столь обычное для актеров платье». Балы прошли с невиданным размахом и стали настоящим событием тех лет. По традиции бал открылся полонезом. Императорская семья заняла места возле дверей Арабской комнаты, а мимо нее проходили парами бояре и боярыни в роскошных национальных костюмах, украшенных мехами, брильянтами, жемчугом и в фамильных драгоценностях. Затем 16 пар исполнили русский танец, в котором солировала княгиня 3. Н. Юсупова. Ужин был накрыт в Николаевском зале. Бал имел огромный успех и был в деталях повторен через неделю в доме графа А. Д. Шереметева.

На нет балы сошли в России в начале XX века. То было не самое лучшее время для страны. Поражение в войне с Японией, потом Первая мировая война, революция... Так и кончилась старая история балов в России. А новая только начинается.

Возрождение балов В России произошло в 70е года прошлого века, когда руководство КПСС СССР осознало важность этого формата для культурного развития россиян. По заказу правительства лучшие хореографы того времени восстановили множество исторических танцев России и создали новые стилизации старых танцев. Эта программа, в народе называемая "советской, и по сей день является одной из лучших в мире программой для балов!




Источник: http://балыроссии.рф


 Комментарии здесь уместны:
Соседние темы:

Новые темы:
Поговорить  »  Балы в России  »