«Дело жизни» — Тренер личностного роста и стюардесса: работа с людьми на земле и в небе. Выпуск 5.

Добрый день, друзья!

Сегодня вторник и мы рады предложить Вашему вниманию 5-й выпуск нашей новой программы «Дело жизни»! Представляем Вам не только запись программы, но и стенограмму выпуска (для тех, у кого нет колонок).

В 5-ом выпуске «Дело жизни» коуч и стюардесса беседуют с Максимом Спиридоновым о том, как ежедневное общение на работе делает их жизнь интересней. Алексей Лосев рассуждает о том, как реализовать мечту, Анна Зайцева - о том, почему девушкам стоит становиться бортпроводниками. Откуда есть-пошел коучинг? Едят ли стюардессы самолетные обеды? Можно ли бортпроводникам бесплатно отдохнуть на экзотическом курорте? Ответы на эти и многие другие вопросы в наших интервью.

http://public.superjob.ru/images/uploaded/podfm_coach.jpg

Коуч Алексей Лосев
— Какие люди идут в коучинг и зачем они это делают.
— Почему коучи называют клиентов чемпионами?
— Как выбирать тренера личностного роста, чтобы не попасть на дилетанта.
— Чем отличаются бизнес-коучинг и лайф-коучинг.

Новости
— Немецкий суд признал законным увольнение за шутку над Папой Римским.
— Большинство россиян воспринимает День народного единства как обычный выходной.
— В Америке запускают рекрутинговые приложения для социальных сетей.
— Российский рынок труда замер в предчувствии экономических изменений.

Стюардесса Анна Зайцева
— Безопасно ли летать?
— Как успокоить пассажиров?
— На каких самолетах удобнее работать?


Скачать 5-й выпуск программы на свой компьютер
Чтобы получать уведомления о новых выпусках ток-шоу «Дело жизни», вступайте в нашу группу!

МАКСИМ СПИРИДОНОВ: Здравствуйте, друзья! Меня зовут Максим Спиридонов, и вы - надеюсь, уже в не в первый раз - слушаете программу «Дело жизни». В пятом выпуске мы снова интервьюируем двоих профессионалов, которые находят радость в своей профессии. Героями этой программы стали тренер личностного роста Алексей Лосев и стюардесса Анна Зайцева. Ближайшие 25 минут мы будем обсуждать с ними секреты профессионального успеха и трудовые будни.

Напомню, программу «Дело жизни» придумали люди, которые с удовольствием работают в портале Superjob.ru и школе интернет-маркетинга «Нетология». Проект поддерживается аудиожурналом Podfm.ru.

Дело жизни нашего первого героя - личностное развитие. Специалистов, которые персонально тренируют индивидуальные качества и способности своих клиентов, еще называют коучами. Подробнее о специфике этой работы расскажет моя коллега Ольга Зацепина. Ольга, привет!

ОЛЬГА ЗАЦЕПИНА: Привет, Максим! Еще 20 лет назад людей профессии коуч (а это русская калька с английского слова the coach, что значит «тренер») вообще не существовало нигде в мире. 10 лет назад персональные тренеры личностного роста завоевали Америку, а сегодня их услугами пользуются и в России.

Коучинг — метод индивидуального тренинга, от психологического консультирования он отличается направленностью мотивации. Клиентами бизнес-коуча часто бывают люди, уже достигшие немалых профессиональных вершин, однако и у них тоже бывают проблемы, причем совершенно особого рода. Работают индивидуальные тренеры и с задачами, которые связаны с личной жизнью человека, например, помогают расставить приоритеты при принятии важного решения.

В коучинг (и на Западе, и в России) обычно идут люди, чьи профессии так или иначе связаны с психологией, то есть психотерапевты, психологи-консультанты, тренеры, а также HR-менеджеры. Они проходят учебные курсы, которые проводят как российские специалисты, прошедшие обучение за рубежом, так и семинары западных гуру, периодически приезжающих в Россию.

Месячный уровень дохода коуча во многом зависит о количества тренингов и коуч-сессий, которые он проводит, и от платежеспособности клиентов. Так, по данным базы резюме портала Superjob.ru Средний уровень дохода московского коуча превышает 80 000 р. Максимально зафиксированный доход – 300 000 р. Доход коучей в регионах может быть часто сопоставим с уровнем дохода московских коллег, поскольку привязка к офису и географии в этой профессии не так уж и важна.

Средний возраст российского коуча – 36 лет.

МС: В гостях у «Дело жизни» Алексей Лосев, коуч по стандартам международной профессиональной организации ICF. По образованию Алексей - менеджер в отраслях топливно-энергетического комплекса. Карьеру начинал в компании, специализирующейся на программном обеспечении, где от специалиста дошел до начальника IT-отдела. Однако когда узнал о существовании коучинга как такового, получил специализированное образование в Екатеринбурге и ушел в свободное тренерское плавание. Алексею 33 года, женат, воспитывает двух сыновей. Живет и работает в Тюмени.

МС: Алексей, приветствую тебя!

Алексей Лосев: Привет, Максим!

МС: По твоим наблюдениям, как человек приходит в коучинг? И из каких профессий?

АЛ: Так сложилось, что, как правило, это либо психологи, либо люди, которые занимаются в компаниях управлением персоналом, либо те, которые занимаются совершенно другим направлением деятельности, но вдруг осознают: «Опа! Коучинг – это мое». Это вот случилось в моем случае именно так. То есть я послушал тренера, моего будущего наставника. Он рассказывал про коучинг, и я понял, что это – моя жизненная стезя теперь. Я понял, что это мое.

МС: Вот это вот специфическое отличие, некий блеск в глазах, убежденность и горячность речи – это частое отличие в случае с коучерами или тренерами личностного роста, как угодно. Насколько это горение является искренней позицией? В среднем, так сказать, по отрасли.

АЛ: Могу сказать, что по ходу своей деятельности сталкивался с коучами, которые основной своей целью видят зарабатывание денег. Но, на самом деле, очень много людей, которые искренне любят поддерживать людей. Ведь кто такой коучинг? Это поддержка людей в достижении результатов. И я, например, искренне рад, когда чемпионы – это те люди, которые приходят ко мне на коучинг - достигают в жизни результатов. Кто в семейной сфере, кто в профессиональной, кто в личной. То есть у всех по-разному. И у меня-то глаза горят отчего? Оттого что глаза горят у чемпионов. Если говорить образно, это сродни гиду путешествий по жизни. Вот представьте себе. Мы все двигаемся по жизни, да? Мы выбираем дороги. И часто мы теряем уверенность, часто мы теряем осознанность. И что делает коуч? Коуч в нужный момент готов тебя подержать. И основной его инструмент является вопрос, открытые вопросы. И там два ключевых вопроса. Первый вопрос – «Что ты хочешь?». Просто многие люди ведь, на самом деле, Максим, не понимают, чего они хотят. Они живут в тумане. Они живут, как им скажут начальники, как им скажут родители и так далее. Второй вопрос – это «Как ты этого достигнешь»? Разработка стратегии. И последовательно поддержка до результата. Вот и все.

МС: Ты многих ведешь так? Единовременно у тебя какое количество чемпионов? Как я понял, так нужно называть их.

АЛ: Ну, это у каждого свой термин. Потому что это как в спорте. Коучинг же вышел из спорта. И, отвечая на вопрос, могу сказать, в индивидуальной поддержке человека три-четыре. Но в массовой, в групповом коучинге, в движухах, в тренингах, в вебинарах, там бывает сотни человек. Слушают запись, выполняют задание.

МС: Как обычно происходит взаимодействие с клиентом? Ну, или снова-таки использую это слово, чемпион. Как он к тебе приходит? В какой момент? И каким уходит?

АЛ: Ну, здесь важен запрос. Люди приходят с запросом – что они хотят. И здесь важно выяснить этот глубинный запрос человека. То есть его что-то не устраивает. Точка А, в которой он сейчас оказался, его что-то не устраивает. Финансовое положение, ситуация в семье, там, по карьере – и так далее. То есть это выясняется и определяется точка В. Куда ты хочешь прийти по жизни? И это четко, по параметрам определяется, конкретно, измеримо, вдохновляющее. И дальше происходит процесс поддержки. Это выяснение стратегии, там, работа со страхами, там, сомнениями, там много всего. И, как правило, встречи раз в неделю. И человек, двигаясь от встречи ко встрече, достигает того, чего захотел.

МС: Как скоро появляются результаты в среднем?

АЛ: Конечно, это зависит от размера цели. Ну, могу пример привести. Вот пришел человек несколько месяцев назад. И говорит: «Вот, хочу новое дело». Я говорю: «Ну, что ты хочешь»? – «Либо чайный клуб, либо обувь производить». Ну, в итоге он осознал, что чайный клуб – это будет лучше всего. И один месяц он сидел, готовился – там, интерьер подбирал, место выбирал, там, чай, и так далее, и так далее. И через полтора месяца он открылся.

МС: Сейчас это пример из области людей более-менее обеспеченных. Предпринимателей. Насколько связаны вот эти вот тренинги личностного роста, коучинг в области личностного роста и бизнес-тренинг?

АЛ: На самом деле, у коучинга есть специализации: есть бизнес-коучинг и лайф-коучинг. И нужно разделять. Часть людей работают в бизнесе. С командами, с предпринимателями, с руководителями. Но часть коучей выбирают себе нишу, так называемую, мягкую. То есть работа с жизненными целями людей. Технология одна, но разные подходы. То есть бизнес-коучинг – там больше заточка на цифры, на четкость. А лайф – там много психологических моментов, проработка страхов и так далее. Поэтому вот.

МС: Твоя специализация какая?

АЛ: Моя – лайф-коучинг. Это поддержка людей в исполнении их намерений и поддержка в обретении любимого дела. Как раз таки дела их жизни.

МС: Вот скажи. Вот если вдруг кому-то захотелось в минуту сомнений, так сказать, пойти не к психологу или священнику, а к коучу. Во-первых, по каким критериям ему нужно понять, что ему именно к тебе – ну, или к твоим коллегам. А во-вторых, ну, что он должен сделать. Как он должен искать подобного коуча?

АЛ: Стоит понимать, что коуч – это не консультант в чистом виде. Потому что консультант дает советы. Ну, как правило, он выходит из экспертной позиции больше. Психолог больше работает с прошлым. И это прекрасно! Проработка прошлых, каких-то глубинных травм и так далее. Коуч - он больше работает с настоящим моментом, здесь и сейчас. И с будущим – что ты хочешь? Именно вот в этом ключевое отличие.

Как приходят к коучам? Ну, здесь, скорей всего, по рекомендациям. Либо коучи как-то проводят какие-то вводные бесплатные сессии, вводные вебинары и так далее. Люди об этом узнают и приходят к нему. На первой встрече могут уже понять, стоит ли иметь с ним дальше дело. Потому что, может, они не близки по каким-то ценностям. Но, как правило, люди притягиваются, единомышленники. И двигаются вместе уже плодотворно.

МС: Как ты сам знаешь, наверняка, 100% лучше меня, поскольку с этим работаешь ежедневно, у немалого процента наших соотечественников коучинг - он сопряжен почему-то с таким полусектанством. С налетом чего-то такого нечестного. Как ты с этим борешься?

АЛ: На самом деле, с этим бороться бессмысленно. Потому что чем больше ты борешься, тем больше этот огонь разжигает. Я отношусь к этому с принятием, прозрачно, пропускаю это сквозь себя. Потому что это, все что новое, как правило, воспринимается с неким недоверием. И пусть люди так думают. Просто результаты чемпионов показывают людям – их близким, там, их друзьям – что это, на самом деле, штука-то стоящая.

МС: Откуда такое отношение? Из каких источников оно берется?

АЛ: Прежде всего, на мой взгляд, это какая-то консервативная позиция. Но, с другой стороны, может быть, какая-то негативная обратная связь от непрофессионала. Если говорить про рынок коучинга в России. У нас на сегодняшний день коучем может называться любой человек, вот просто: «Я - коуч». А он, может, просто, ну, даже психологического образования не имеет. Я бы, на самом деле, этот рынок определил как те люди, которые получили профессиональное образование. И на сегодняшний день его выдает только в России одна организация – это Международный Эриксоновский университет. Это вот международная организация коучей. Вот если есть профессиональный сертификат, его получить – нужны довольно внушительные инвестиции, полгода обучаться и так далее, то тогда это признак того, что человек качественно выполняет свою работу. И после соприкосновения с ним – там уже о секте речь не идет.

МС: Что конкретно происходит на коучинг-сессиях? Вы просто беседуете?

АЛ: Со стороны выглядит так. Но если рассмотреть структуру, то она четко выверена. Там есть пять этапов. Начинается с… так называемый аэропорт, присоединение к человеку. Не с бухты-барахты. Потом вот выяснение запроса. Потом, собственно, сам процесс. А потом, на выходе, обязательно, чтобы это не было просто болтовней, четкие действия на неделю – что ты сделаешь?

МС: Как вы продвигаете себя как специалиста? Вам же нужно искать клиентов?

АЛ: Первые годы было тяжело с этим, особенно в региональном городе, где про коучинг ни слухом, ни духом. Приходится рынок создавать, по сути говоря. Что такое коуч, шмоуч? Народ не понимает, что это такое. Но зато в дальнейшем уже коучинг ассоциируется прочно с тобой на региональном рынке. Поэтому продвижение идет через работу с людьми, которые потом рекомендуют своим друзьям. Здесь – классическое сарафанное радио. И вот эти массовые интернет-движухи.

МС: Как давно вы занялись коучингом?

АЛ: 5 лет.

МС: Напоследок вопрос такой. В каком случае, когда человеку к вам приходить? То есть какой сигнал должен случиться внутри или прийти снаружи, по которому надо понять – да, мне к коучу.

АЛ: Ситуации две. Точка входа первая – это кризис. Ты потерял почву под ногами, уверенность, ясность и ты ищешь поддержки. И второй момент – когда ты хочешь больших результатов. Когда у тебя амбициозные цели.

МС: Хорошо! Спасибо, Алексей! Всего доброго!

АЛ: Спасибо, Максим!

МС: В середине выпуска новости из жизни работников и работодателей. Поговорим о том, как отечественный рынок труда реагирует на слухи о кризисе; как в Германии увольняют за религиозные шутки; как за океаном работодатели ищут кандидатов в соцсетях и как работающие россияне воспринимают недавний праздник 4 ноября.

ОЗ: Немецкий суд признал законным увольнение за шутку над Папой Римским. И теперь католические учреждения смогут без предварительного предупреждения увольнять сотрудников за оскорбление Папы. Прецедент был создан в суде Баден-Вюртемберга, где санитар местной католической клиники разместил в интернете пост, который его начальство посчитало порочащим понтифика. Суд решил, что поведение и заявления работника католического учреждения не должны вступать в противоречие с основными ценностями работодателя.

Как и год назад, большинство россиян - а это 61% - воспринимает отмечаемый 4 ноября День народного единства как ещё один выходной день. Официальным государственным праздником его считают всего 8% наших сограждан. Такие результаты получил Исследовательский центр портала Спуерджоб, опросив тысячу респондентов со всей страны. Напомню, День народного единства стал официальным праздником и нерабочим днём в 2005 году. Интересно, что 3% респондентов в этот день работают и даже не замечают, что в стране праздник.

Западные рекрутеры считают социальные сети настоящим кладезем талантов, а вот российские работодатели пока осторожничают. За границей уже появляются специальные программы, помогающие искать работу через web 2.0. Например, разработчик приложений для социальных сетей — компания Jobvite из Калифорнии только что запустила на Facebook программу, которая позволяет компаниям размещать объявления о работе, а пользователям подписываться в частном порядке на получение этих объявлений. Российские же рекрутеры подобные инструменты еще не используют, да и вообще воспринимают социальные сети осторожно, как дополнительный инструмент оценки кандидатов.

Ожидание кризиса в мировой и российской экономике эхом отразилось на нашем рынке труда. В октябре 2011-го года работодатели не спешили создавать новые рабочие места и поднимать заработную плату. И число вакансий, и уровень зарплатных предложений, достигнув в августе-сентябре максимальных значений за год, в октябре практически не изменились. Одним словом, рынок труда замер в предчувствии экономических изменений. Структура самых популярных запросов работодателей в октябре не претерпела значительных изменений. Первое место сохраняется за квалифицированными рабочими - это 14% от всех вакансий - п, второе – за менеджерами по продажам (11,5%), третье место удерживают продавцы (почти 7%).

В выпуске была использована информация сайтов Право.ру, Superjob.ru и газеты «Ведомости».

МС: Наша вторая героиня - представительница одной из самых романтичных в восприятии обывателя профессий, она стюардесса. Подробней о работе Анны Зайцевой - прямо сейчас.

ОЗ: Стюардесса или бортпроводник консультирует пассажиров по возникающим у них вопросам, помогает разместиться в самолете согласно проездным документам, инструктирует по технике безопасности во время полета, подает еду и напитки и решает конфликтные ситуации. Словом, на хрупких плечах стюардессы лежит забота о комфорте и безопасности пассажиров во время авиаперелета. Я говорю хрупких, потому что к внешности кандидатов на эту должность авиакомпании предъявляют особые требования: для девушек размер одежды ограничен 46-м. Также у кандидатов не должно быть татуировок на видимых участках тела.

Кроме этого, будущему бортпроводнику нужно хорошее здоровье и зрение, а также обязательно свободное владение английским языком. Для стюардесс, уже имеющих опыт работы, необходимо наличие свидетельства бортпроводника. Если есть среднее профессиональное образование, а опыта работы пока нет – не беда, авиакомпании проводят обучение успешных кандидатов. Размер заработной платы зависит от политики конкретной авиакомпании и количества отработанных смен; в среднем она составляет 60 000 руб.

Семеро из десяти соискателей должности бортпроводника еще не достигли 30 лет. Только один из пяти бортпроводников принадлежит сильному полу. Самые часто встречающиеся имена стюардесс, кстати, – это Татьяна, Наталья, Екатерина.

МС: Сегодня у "Дела жизни" в гостях стюардесса Анна Зайцева из Санкт-Петербурга. Старт ее карьеры пришелся на сферу образования, затем была работа офис-менеджером в нескольких компаниях. Но страсть к путешествиям не утихала, и Анна сменила вид деятельности, став бортпроводником. Помимо путешествий увлекается театром и кинематографом. Анне 31 год, она не замужем.

МС: Анна, приветствую вас!

АННА ЗАЙЦЕВА: Здравствуйте, Максим!

МС: С вами часто пытаются познакомиться в полете? Такой вот прямой вопрос от мужчины.

АЗ: Ну, бывает.

МС: Можете вспомнить самую яркую из попыток? Оригинальную, быть может.

АЗ: Я не могу сказать, что, к сожалению, мужчины на самолете отличаются какой-то оригинальностью, не в обиду это будет сказано нашему сильному полу. Просто банально спрашивают номер телефона.

МС: Скажите, пожалуйста, вас не пугают полеты?

АЗ: Нет конечно! Этот вопрос любят многие задавать. Я с этим работаю, меня не пугают полеты.

МС: Даже в ситуации турбулентности? Даже когда машина ведет себя, по крайней мере непрофессионала, наблюдателя, сидящего в кресле, ведет себя неадекватно, вам страшно не бывает?

АЗ: За 3 года моей работы мне страшно не было, потому что я доверяю людям, которые сидят у штурвала, потому что это образованные, воспитанные... На этих людей можно положиться на все сто!

МС: Насколько сильно может трясти до состояния более или менее безопасного? Можете образно представить? Так что выпадают чемоданы?

АЗ: Нет, это уже небезопасно!

МС: Что безопасно? Легкий тремор?

АЗ: Скажем так, да.

МС: Хорошо. Вы не боитесь летать. Как вы помогаете не бояться пассажирам? Потому что не секрет, многие, заходя в самолет и садясь в кресло, начинают мандражировать не на шутку.

АЗ: Многие люди успокаивают мандраж при помощи алкоголя, что не есть хорошо. Пытаешься разговаривать с людьми, где-то шуткой, где-то успокоить, скажем так мамочка, ну и просто объяснить ситуацию, чтобы люди не боялись. Бывали такие случаи, что приходилось садиться рядом с человеком и держать его за руку.

МС: Вот как. Это были мужчины или женщины?

АЗ: Женщина была.

МС: То есть это нечастая ситуация.

АЗ: У меня она была единожды.

МС: Я понял вас. Что больше всего нравится в работе?

АЗ: Я вам скажу, что мне нравится. Мне нравится постоянный контакт с людьми, постоянное общение в большом количестве, я коммуникабельный человек, мне нравится общение. Люди из разных стран, с разной культурой, разных профессий.

МС: А успеваете пообщаться? Мне кажется, что у вас настолько заняты руки, голова и все прочее, в процессе полета, как правило, что об общении то особой речи не идет.

АЗ: Ну что вы! Общение это большая часть нашей работы! Я обязана общаться с людьми.

МС: А какие перелеты вам больше нравятся? Какие направления? Каким порядком времени? Краткосрочные, два, три часа, или даже час, два? Или долгие, как в Юго-Восточную Азию, десяти-, двенадцатичасовые.

АЗ: Мне больше нравятся длительные перелеты. Потому что когда перелет короткий, тебе надо выполнить свою работу и на этом рейс закончен. Того момента, который мне нравится и непосредственного общения нет, действительно некогда это сделать. А так люди общаются, что-то спрашивают, с чем-то советуются, интересуются.

МС: Полеты в дальние направления, в частности, в страны экзотические, они “прилетели-улетели”, или вам удается когда-то выйти за пределы аэропорта, обосноваться на пляже на день-два, пройтись по экзотическим улицам какого-нибудь предельно экзотического городка?

АЗ: Полеты свыше 8 часов в одну сторону обязательно со стоянкой, с отдыхом. Потому что смена многих часовых поясов, и для организма это большая нагрузка. По договоренности с авиакомпанией где-то сутки, где-то больше. Зависит от частоты рейсов.

МС: В каких странах отдых вам наиболее запомнился?

АЗ: В экзотические страны моя авиакомпания не летала, но мне нравилось летать на восток, я очень любила отдыхать в Хабаровске. Там длинная стоянка была и мне очень понравился этот город, но это не экзотический, к сожалению.

МС: Вы летали по стране или за пределы тоже?

АЗ: Я летаю и по Европе, и по России, но дело в том, что у нашей авиакомпании длительных перелетов в страны Тайланда, Индии, вот этих не было.

МС: Любопытно, а как все у вас документально все это происходит? Это длительные визы, очевидно, и специальные условия прохода.

АЗ: Европейские страны, там, естественно, шенген. Большинство, кто живет в Петербурге, имеет шенген, поэтому это не проблема.

МС: Шенген финский?

АЗ: Да. Естественно, это не создает никаких проблем.

МС: А это забота ваша или забота вашей авиакомпании?

АЗ: Я вам скажу так. Мне в один прекрасный момент предоставилась возможность перегнать самолет в Англию, для ремонта.

МС: Перегнать, ну не самостоятельно?

АЗ: Нет, естественно, летчики его перегоняют. Должен быть один бортпроводник, потому что переводом дверей в соответсвующее положение для полета должен делать только бортпроводник. Либо механик. Механик находился уже на базе. Поэтому я сопровождала самолет в качестве бортпроводника. Ну визу делала организация мне, естественно. Потому что я в тот момент не задумывалась о том, чтобы делать визу для себя.

МС: Понятно. И вы, таким образом, оказались в Англии.

АЗ: Да, в том числе.

МС: Вернусь к вопросу, а как проходит контроль? Для пассажиров нам известно, как проходит контроль у вас?

АЗ: А у нас тщательный досмотр ручной клади, и мы проходим через металлоискатель.

МС: То есть принципиально не отличается?

АЗ: Практически, да. Только с нас каждый раз не снимают ремни и не разувают. Потому что мы и так приходим приблизительно как пассажиры. За полтора-два часа на рейс.

МС: А как происходит подготовка к полету?

АЗ: Обязательно существует предполетный разбор. Рассказывают какие пассажиры, какие особенности данного рейса.

МС: Какие пассажиры — это по каждому пассажиру?

АЗ: Нет, в плане специфики некоторых пассажиров. Например, пассажир в инвалидном кресле, или слепой пассажир.

МС: Говорят о том, если какие-либо необычные пассажиры.

АЗ: Да, обязательно! Либо какое-то количество детей. Все нюансы. Специфику рейса, потому что есть определенные страны, где контингент немножко капризный. Поэтому предупреждают.

МС: А кто проводит беседу?

АЗ: Старший бортпроводник.

МС: Понятно, дальше.

АЗ: Дальше мы получаем документы. Какие, не буду озвучивать.

МС: Почему не будете? Это секретные документы?

АЗ: Да!

МС: Некие документы. Которые имеют отношение к полету, какая-то документация.

АЗ: Да.

МС: Хорошо.

АЗ: Далее мы приходим на борт и начинаем принимать. Но постольку поскольку один человек не может борт принимать, соответственно наши роли делятся. Кто-то принимает питание, кто-то принимает мягкий инвентарь, туда входят подушки, пледы, кто-то принимает багаж и груз. Ну и есть дополнительные резервные, и если большая загрузка и дальний перелет, то не четыре человека летит, а пять и шесть. Старший бортпроводник проверяет наши проверки, проверяется обязательно оборудование аварийное, каждая дверь проверяется. Потому что все ли исправно. И средства связи между станциями. То есть когда входим это первая станция, в хвосте вторая станция, с летчиками, проверяется у летчиков какая-то документация. Все ли верно, все ли совпадает. С техниками. Ну и все. Еще наличие чистоты обязательно проверяется. Все ли чисто, все ли дизинфицированно. А потом уже да, даем готовность, командир дает готовность. И все, дальше везут пассажиров.

МС: А в течение полета кроме того, что вы развозите еду и напитки, чем вы еще занимаетесь?

АЗ: Еда и напитки это второстепенная наша обязанность. В первую очередь мы обеспечиваем безопасность. Кроме напитков, еды и безопасности мы заполняем некую документацию, которую мы должны привезти по окончанию рейса.

МС: Ту самую, секретную?

АЗ: Ту самую секретную. И естественно индивидуально работаем с пассажирами, отвечаем на их индивидуальные вызовы. Отвечаем на какие-то вопросы, просьбы. Помогаем.

МС: Та еда, которую вы раздаете, вы ее тоже едите?

АЗ: Да, конечно.

МС: Не надоедает самолетная еда?

АЗ: Немножко да, но рацион стараются менять как можно чаще.

МС: А какая частота смены рациона в рамках одной авиакомпании?

АЗ: Ланч-боксы раз в две недели меняются. Горячее питание я не могу сказать, что достаточно часто. Просто на разные рейсы разное питание. Смотрят от специфики, опять же, рейса. В страны СНГ не дают свинину. В такие рейсы как Душанбе. И на экипаж тоже приблизительно такого плана еду везут. Курицу, свинину, может быть рыбу.

МС: Я понял вас. У вас есть предпочтение в самолетах? Я понимаю, что есть разные допущения к разным типам. Вам нравится летать на одних или на других типах?

АЗ: Скажу так, что я обучена на два импортных типа, но когда я пошла учиться, меня еще обучили на ТУ-154, на нем сделала пять рейсов. Но я честно скажу, не в обиду нашей бабушке-авиации, этому виду самолетов, мне он не очень нравился. Мне немножко некомфортно на нем было. А на импортной технике я с удовольствием летаю.

МС: Почему?

АЗ: Некомфортно — меня укачивало немножко от запаха специфического, потому что там чувствовался запах топлива.

МС: Сколько у вас в итоге налетов?

АЗ: Порядка 1500 часов.

МС: В скольких разных странах вам удалось побывать за неделю?

АЗ: Если считать Европу, давайте возьмем, понедельник во Францию, во вторник в Чехию, в среду в Германию, ну и так далее, Финляндия.

МС: Хорошо, напоследок, посоветуете сегодня идти в профессию девушкам?

АЗ: Я советую. Это очень интересная профессия, это очень позитивная профессия, она захватывающая, она засасывает, из лап ее не вырваться, но дело в том, что она очень тяжелая, и это действительно серьезный тяжелый труд. Надо быть подготовленным физически и психологически.

МС: Спасибо, большое, Анна, за беседу, всего доброго вам, удачных взлетов и посадок!

АЗ: Спасибо, до свидания!

МС: Это была программа «Дело жизни», сегодня мы говорили о том, как работается на земле и в небе.

Редакция выпуска — Ольга Зацепина, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Анна Абидова, Наталья Голованова, Валерия Чернецова, Светлана Тарасова. Вел программу Максим Спиридонов. Будьте здоровы!

 Комментарии здесь уместны:
Соседние темы:

Новые темы:
Поговорить  »  Специальный проект Superjob.ru и Podfm.ru  »