Старшее поколение оказалось отстранено от мэйнстрима современной жизни

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня хочу познакомить Вас с результатами исследования, которое предоставили нам организаторы Проекта «50 ПЛЮС».

В настоящее время старшее поколение стремится к продлению трудовой и общественной активности, выяснили социологи. По заказу Проекта «50 ПЛЮС» проведено масштабное исследование с целью определить стиль жизни, потребности людей старшей возрастной категории. Исследование показало: те, кому «за пятьдесят» оказались отстранены от мэйнстрима современной жизни.

Изучались потребность в общении (в т.ч. с использованием современных средств коммуникации), в досуге, а также в товарах, предназначенных для пожилых. Кроме того, ставилась задача выяснить отношение к активному долголетию во взаимосвязи со здоровым образом жизни и материальном достатком, степень готовности к участию в общественной жизни и желание оставаться на рынке труда. Исследование проводилось в Москве, Нижнем Новгороде, Владимире и Муроме, чтобы выяснить настроения в городах различного типа, и сопровождалось глубинными интервью, дополнявшими специально разработанную анкету.

Респондентами стали 1236 человек. Был собран огромный массив социологического материала, позволяющий сделать следующие основные выводы. Интервью проводили квалифицированные специалисты, имеющие социологическое образование и соответствующий опыт.

• Люди зрелого и старшего возрастов – особая группа населения, желающая принимать самое активное участие в общественной жизни и продлить трудовое долголетие. При этом зафиксировано, что на российском рынке труда существует возрастная дискриминация.

• Люди категории «50+» располагают большим резервом свободного времени и хотят быть востребованными.

• Доля людей старшего поколения, которым не хватает общения, варьируется от 15 до 18%.

• Старшее поколение начинает догонять молодежь в использовании современных средств коммуникации. Почти каждый четвертый из опрошенных пользуется услугами заказов через Интернет.

• Большинство респондентов считают, что в России ощущается острая нехватка товаров, ориентированных на пожилую группу населения. Это относится и к сфере услуг.

Из конкретных разделов Исследования целесообразно выделить следующие:

• В среднем около трети респондентов хотели бы пользоваться интернетом, но у многих нет возможности пройти обучение и приобрести компьютер. Число таких людей быстро растет. Почти половина пожилых активно пользуется мобильным телефоном, редко используя его дополнительные функции из-за неумения.

• Досуг на треть состоит из прогулок. Только 8,8 % в Москве и 4,5% в Муроме по несколько раз в месяц посещают рестораны и кафе. Многие высказывают пожелание о создании сети кафе, ориентированных на старшее поколение. Театры и выставки старшие посещают чаще, чем представители контрольной группы (30-40 лет), что объясняется наличием свободного времени. Почти треть опрошенных мечтает о турпоездках по России. Больше половины увлекается тем, что принято называть хобби.

• Свыше половины опрошенных считают, что при решении проблем могут рассчитывать только на себя. При этом в Москве 73,3% респондентов считают, что и после 50 лет человек может быть успешным. (В Муроме таких только 15%).

• Более 60% старших – верующие. Свыше 35% из них посещают культовые заведения.

• 60% пожилых людей считают, что производители современной техники должны больше ориентироваться на их возраст, а товары должны быть проще в использовании и дешевле (70%). Постоянное усложнение товаров не устраивает. Особое внимание опрошенные уделили соотношению цены и качества, считая, что цена должна снижаться не за счет качества, а за счет упрощения товаров. Очень интересны ответы на вопросы об одежде и обуви для старших. Исследование дает богатую пищу для осмысления бизнесу, занятому в легкой промышленности.

• Почти 90% работающих людей зрелого возраста хотели бы продолжить работу. (Работают более трети опрошенных, что хорошо согласуется с данными статистики). В то же время 73 % в Москве и 50% в Н. Новгороде жалуются на возрастную дискриминацию при трудоустройстве и в профессиональной сфере. Получить дополнительное образование хотели бы 16,6% в Москве и 12,7% в Н. Новгороде. Глубинное интервьюирование показывает, что старшее поколение готово к нововведениям, в т.ч. к дистанционному обучению.

• Исследование по разделу «Здоровье и здоровый образ жизни» дало очень интересные результаты, важные для органов здравоохранения, а также для сферы досуга и услуг. (Эти данные требуют особого анализа). Такой же вывод относится и к социальной сфере.

• В Москве половина людей старшего возраста готова осваивать новые виды банковских услуг (кредитная карта и т.д.) В других городах таких меньше. Около 40% сожалеют, что не могут воспользоваться кредитными программами и ждут появления новых видов кредитования.

Мария Салуцкая, председатель оргкомитета Проекта «50 ПЛЮС»: «Опрос, проведенный Проектом «50 ПЛЮС», показал, что две трети людей зрелого возраста сталкиваются с трудовой дискриминацией. Создавать условия для их частичной или полной занятости - вопрос особой важности.

К сожалению, слишком много руководителей отказывают соискателям старшего возраста, основываясь на собственном представлении о бизнесе «без страха и упрека». Предвзятость к ним часто отражает тот короткий срок существования, который есть в активе большинства российских компаний. Они просто не успели понять, что внутренняя устойчивость коллектива, а значит, и результаты работы, напрямую зависят от того, как происходит передача знаний, опыта. В итоге такое непонимание ограничивает их собственное развитие.

Мудрость, совет, иногда просто подсказка более опытного коллеги – то, «чему не учат в школе», зачастую определяет профессиональное становление человека, даже самого талантливого. Мы, организаторы Проекта «50 ПЛЮС», одной из важных задач считаем развитие института консультантов и наставников, незаслуженно забытого.

Исследование показало явное стремление старшего поколения к продлению трудовой и общественной активности. В некоторых городах процент желающих работать, пока будет позволять здоровье, достигает почти 90%! Сегодня много говорят об усилении социальной поддержки людей зрелого возраста. Но только льготами, доплатами и субсидиями эти вопросы не решить. Нужно создавать условия для активного участия людей старше 50-ти в жизни общества, финансах, культуре, их самореализации.»


 Комментарии здесь уместны:
Страницы:    следующая >
Показано с 1 по 60 из 186 комментариев
Страницы:    следующая >
1 2 3 4
Соседние темы:

Новые темы:
Поговорить  »  Мании и фобии рынка труда  »