Правило кнута и пряника в действии: власти Ташкента взялись за учет мардикёров

Министерство внутренних дел Узбекистана совместно с министерством труда и социального обеспечения создали Бюро по обеспечению разовой работой для контроля над рабочими-поденщиками.

Бюро обеспечения временной разовой работой, как выяснилось, несмотря на свое название, никакой работой не обеспечивает и не защищает.

Основная цель бюро, в которых работают представители Минтруда и милиционеры, - сбор сведений о мардикёрах и их работодателях.

Отпечатки пальцев

Каждый вставший на учет рабочий обязан предоставить, дежурящим тут же представителям МВД, паспортные данные и подвергнуться процедуре снятия отпечатков пальцев.

Дежурный милиционер в бюро обеспечения временной разовой работой Хамзинского района Ташкента пояснил, что снятие отпечатков пальцев мардикёров позволяет находить преступников.

Эта процедура одновременно служит и профилактической мерой — каждый прошедший ее рабочий понимает, что если он совершит преступление и оставит отпечатки пальцев, его будет легче поймать.

Сообщать сотрудникам бюро личные данные (серию и номер паспорта, адрес по прописке) приходится и нанимателям. В обмен на это они получают сведения о своих временных работниках.

Этим работа бюро и заканчивается. Найм рабочей силы происходит так же, как и на обычных мардикёр-базарах, местах, где поденщики предлагают свои услуги, без заключения договоров и без каких-либо гарантий для работников. Так же производится и расчет — по факту выполненной работы и минуя официальные инстанции.

Кому и чем это выгодно

По мнению самих мардикёров, вновь созданные бюро обеспечения временной разовой работой не меняют сути их взаимоотношений с работодателями, не ограждают их от произвола нанимателей, которые не всегда спешат сполна рассчитаться с рабочими, и не облегчают поиск работы.

«Это нужно только милиции, мы сдаем паспортные данные и «пальчики», мы у них «под колпаком», а нас никто не защищает», - говорит трудовой мигрант из Кашкадарьинской области Адхам. Он и его товарищи утверждают, что обман со стороны работодателей нередкое явление.

Наниматель поденщиков в Ташкенте — это, как правило, человек не бедный и почти всегда имеющий столичную прописку. Последнее дает ему огромное преимущество перед мардикёрами, большинство из которых приехали в столицу на заработки из регионов.

«Если будешь возникать, хозяин просто вызовет участкового и заявит, что ты хотел его ограбить, изнасиловать дочку или еще что-нибудь. А у тебя нет ни прописки, ни денег, ни связей...», - рассказывает мардикёр из Сырдарьинской области Саид.

Противоположная сторона — работодатели, думают иначе. Для них регистрация рабочих-поденщиков — это хоть какая-то гарантия от краж с их стороны.

Чаще всего крадут, по словам нанимателей, строительные материалы, которые можно вынести с неохраняемого объекта сравнительно легко — трубы, кафель, обои.

Реже, если уж строительный объект совсем никак не охраняется, а воришки действуют в наглую, недобросовестные «работники» вывозят цемент, песок и кирпич.

«Я прораб и должен обеспечивать не только нормальный ход работ, но и сохранность стройматериалов. Когда я нанимаю для черных работ зарегистрированных рабочих, мне спокойней», - объясняет свое присутствие в бюро обеспечения временной разовой работой Шавкат Гафуров.

Его коллега Азамат считает, что регистрация поденщиков в бюро действительно предостерегает их от краж у собственного нанимателя. Но есть и другой способ обезопасить стройматериалы от разворовывания — привлекать к работе одних и тех же, проверенных рабочих.

«Так получается не всегда, они могут быть заняты на других объектах. Но ребятам, с кем мы работаем не один год, мы полностью доверяем. Сюда я прихожу только за новыми рабочими», - говорит Азамат.

Мардикёры — козлы отпущения?..

Бюро обеспечения временной разовой работой открылись в восьми районах Ташкента: Шайхантаурском, Чиланзарском, Сергелийском, Алмазарском, Хамзинском, Мирзо-Улугбекском, Учтепинском и Юнус-Абадском.

Все они расположены у традиционных мест сбора мардикёров — у крупных базаров, в основном, по линии Ташкентской кольцевой автодороги.

Избежать регистрации в бюро рабочим-поденщикам сложно — милиционеры зорко бдят, чтобы никто из рабочих не увильнул от регистрации и сдачи отпечатков пальцев. Такая принудительная регистрация не нравится самим мардикёрам и настораживает их.

Они опасаются, что зарегистрировавшись, они становятся потенциальными обвиняемыми - на бесправных и беззащитных мардикёров очень легко списать нераскрытые преступления.

«У них уже есть наши отпечатки. Не найдут преступников, возьмут кого-нибудь из нас и скажут, что нашли наши отпечатки», - возмущается Адхам.

…Или угроза спокойствию?

Впрочем, рабочие-поденщики признают, что многие из их братии идут на преступления. Чаще всего это грабежи, квартирные кражи или мелкое воровство на базарах и в магазинах.

Они уверяют, что большинство из преступивших закон мардикёров — это те, кто не смог найти работу в течение нескольких недель и отчаялся найти ее в ближайшее время.

Хотя есть и такие, кто предпочел не гнуть спину на тяжелой и низкооплачиваемой работе, а «зарабатывать» деньги быстро и легко. Нередко приезжие рабочие грабят друг друга, не гнушаются забрать у товарища последние деньги, отложенные на возвращение домой.

«Таких мы прогоняем, нам «крысы» не нужны. Вообще стараемся не общаться с ними, чтобы и про нас не подумали, что мы бандиты», - говорит рабочий из Ангрена, города в ста километрах от Ташкента, Бахром.

Вообще же, по его словам, на мардикёр-базаре риск нарваться на грабителя или воришку не высок. Сюда в поисках одно-двухдневной работы приходят трудяги, не привыкшие получать хлеб даром и тем более преступным путем.

«А эти — на базаре, где старые сотки продают или в «наливайках» (маленьких магазинчиках, в которых продают спиртное на розлив, - прим. редакции) крутятся», - говорит Бахром.

В Ташкент не от хорошей жизни

Подавляющее большинство мардикёров в Ташкенте — это выходцы из регионов республики, приехавшие в столицу в поисках заработка.

Не имея родственников в Ташкенте, которые согласились бы оформить им временную регистрацию, все они находятся тут на нелегальном положении и поэтому особо уязвимы.

Во время зачисток, которые органы внутренних дел проводят накануне двух главных праздников Узбекистана — Навруза и Дня Независимости, большинство трудовых мигрантов из областей высылаются из Ташкента или попадают в спецприемник для лиц без определенного места жительства.

«В области работы нет совсем — живем тем, что вырастет на огороде. Я раньше был комбайнером, но после развала Советского Союза все комбайны или продали, или они просто в нерабочем состоянии», - говорит приехавший в Ташкент из Сурхандарьинской области Толиб.

Источник: www.uznews.net/news_single.php?nid=19257


 Комментарии здесь уместны:
Соседние темы:

Новые темы:
Поговорить  »  Мании и фобии рынка труда  »