Луноходы создавались в конструкторском бюро химкинского Машиностроительного завода имени С. А. Лавочкина под руководством Георгия Николаевича Бабакина. Самоходное шасси для лунохода было создано во ВНИИ ТрансМаш под руководством Александра Леоновича Кемурджиана, где до этого разрабатывались ходовые части советских танков. Организации также была поручена разработка самоходного шасси с блоком управления движением и системой безопасности с комплектом информационных датчиков.
Эскизный проект лунохода был утверждён осенью 1966 года. К концу 1967 года была готова вся конструкторская документация. Масса и геометрические размеры создаваемых луноходов были обусловлены следующими предпосылками: максимальной возможной массой, доставляемой на поверхность Луны унифицированной посадочной ступенью, и габаритами головного обтекателя ракеты-носителя «Протон», с помощью которой связка «посадочная ступень — луноход» выводилась на траекторию полёта к Луне.
Модифицированные для пилотируемых экспедиций луноходы не только должны были заранее детально обследовать предполагаемый район посадки лунного корабля, но и исполнять роль радиомаяков для осуществления посадки в выбранное место. Предполагалось, что перед осуществлением высадки космонавта на Луну будут отправлены два лунохода для выбора основного и запасного районов прилунения. В запасной район впоследствии должна была сесть в автоматическом режиме резервная беспилотная лунная кабина. В основном районе прилунилась бы лунная кабина с космонавтом. Основной режим посадки лунной кабины предполагался автоматическим — на радиомаяк лунохода. Если же при посадке основной лунный корабль получал повреждения, которые не позволили бы ему стартовать с Луны, то космонавт должен был воспользоваться одним из луноходов для поездки к резервной лунной кабине. Космонавт также мог использовать луноход как транспорт для себя и перемещаемого оборудования. На таком модифицированном луноходе предполагалось иметь запас кислорода, разъёмы для шлангов лунного скафандра, место космонавта с пультом управления спереди аппарата в виде небольшой площадки.
Луноход представляет собой установленный на самоходном шасси герметичный приборный отсек.
Масса аппарата (по исходному проекту) — 900 кг, диаметр по верхнему основанию корпуса — 2150 мм, высота 1920 мм, длина шасси — 2215 мм, ширина колеи — 1600 мм. Колёсная база 1700 мм. Диаметр колёс по грунтозацепам 510 мм, ширина 200 мм. Диаметр приборного контейнера — 1800 мм. Максимальная скорость передвижения по Луне — 4 км/час.
Герметичный корпус лунохода является основной частью конструкции и служит для размещения аппаратуры бортовых систем и защиты её от воздействия окружающей среды. Корпус выполняет также роль несущей конструкции шасси и служит для крепления на нём элементов ходовой части. Корпус имеет форму усечённого конуса с выпуклыми верхним и нижним днищем. С целью уменьшения массы корпус изготовлен из магниевых сплавов. Верхняя поверхность корпуса используется как радиатор-охладитель системы терморегулирования, закрываемый на ночь крышкой с солнечной батареей для сохранения тепла. Корпус лунохода для сохранения тепла покрыт снаружи теплоизолирующим покрытием, толщиной около 20 см. Для обогрева аппаратуры применялся радиоизотопный источник тепла, содержащий ампулы с полонием-210. Источник был вынесен за пределы корпуса. Использовалась активная двухконтурная система терморегулирования.
Шасси лунохода было предназначено для перемещения аппарата по поверхности Луны. В его состав входят следующие агрегаты и системы:
ходовая часть, включающая восьмиколёсный движитель и индивидуальную эластичную подвеску колёс;
электрическая трансмиссия с индивидуальным полным приводом колёс;
тормозная система;
блок автоматики шасси;
комплект информационно-измерительной аппаратуры.
Система электропитания лунохода, выполненная по схеме солнечная батарея — буферная аккумуляторная батарея, обеспечивает питание всех бортовых систем постоянным током. На луноходе применены серебряно-кадмиевые аккумуляторные батареи ёмкостью 200 ампер-часов. Площадь солнечной батареи составляла 3,5 м², мощность — 180 ватт.
Предельное энергопотребление составляло в течение 10 мин — 1 кВт, номинальное энергопотребление — 0,25 кВт.
Управление «Луноходами» осуществлялось группой операторов из 11 человек, составлявших посменно «экипаж»: командир, водитель, оператор остронаправленной антенны, штурман, бортинженер. Центр управления находился в посёлке Школьное (НИП-10). Каждый сеанс управления длился ежедневно до 9 часов, с перерывами в середине лунного дня (на 3 часа) и на лунную ночь. Отработка действий операторов проводилась на действующей модели «Лунохода» на специальном полигоне с имитацией лунного грунта. Лунодром посещали с целью тренировочных поездок на луноходе космонавты Виктор Горбатко и Георгий Добровольский.
Состав команды:
командиры — Николай Еременко, Игорь Федоров, водители — Габдухай Латыпов, Вячеслав Довгань, штурманы — Константин Давидовский, Викентий Самаль, бортинженеры — Леонид Мосензов, Альберт Кожевников, операторы остронаправленной антенны — Валерий Сапранов, Николай Козлитин, резервный водитель и оператор — Василий Чубукин.
Дистанционное управление осуществлялось при помощи комплекса аппаратуры контроля и обработки телеметрической информации на базе «Минск-22» — СТИ-90.
Основную сложность при управлении луноходом составляла задержка времени: радиосигнал проходит до Луны и обратно около 2 секунд, а частота смены картинки малокадрового телевидения составляла от 1 кадра в 4 секунды до 1 кадра в 20 секунд. Общая задержка в управлении доходила до 24 секунд в зависимости от рельефа.
Луноход мог двигаться с двумя различными скоростями, в двух режимах: ручном и дозированном. Дозированный режим представлял собой автоматический этап движения, программируемый оператором. Поворот осуществлялся путем изменения скорости и направления вращения колес левого и правого борта.
Источник: ru.wikipedia.org
doberman1234444
Признаться честно - мне Луноход всегда напоминал (своими восемью колёсами) скорее БТР чем танк - так же обхватывает бугры на которые взбирается - особенно видно в новых моделях с похожей подвеской.
Супержурналист
Хорошая штучка! и весь мир был в восторге. Я с Довганем говорила на Королевских чтениях. Бодр, как огурец!
Не просто Кот
Нельзя, там все четыре пары на независимой подвеске.
Они по очереди перетекают небольшие препятствия, размером с колесо, не допуская наклона Лунохода.
Самая главная вещь там, вот эта крышка на верху-солнечная батарея!
Без неё он бы и дня не проходил по Луне.
Не просто Кот
Самое интересное, что первый луноход проходил в семь раз дольше, чем было запланировано конструкторами и инженерами.. Беда наступила, когда колесо попало в расщелину лунного грунта и застрял, а солнечная отвернулась от солнышка.. Ту ему (Луноходу) и наступил.. В общем, при дамах не буду..:-))
А, так оправдал все надежды в семь раз..:-)))
Юрий Митрофанович
Признаться честно-луноход больше напоминает танк! Т. К. его подвеска больше напоминает танк с торсионами, а не б.т.р. Это если вам что-то известно про торсионы!!! Мой одноклассник принимал в этом непосредстсвенную разработку!!! Извините! Могу на эту тему с Вами переговорить!!!
И я конечно удивлён, что Вы знаете про Н. П. О Бабакина! В прошлом завод им. С. А. ЛАВОЧКИНА!!!
Я шестой в семье и все работали на Лавке!!! И я в том числе 3 года!!! На нашем сайте есть один человек имеющее непосредственное отношение к этому заводу!!!
doberman1234444
Это лишь моё субъективное мнение - ввиду такого числа колёс.
Юрий Митрофанович
Согласен и не буду спорить! Завтра уточню! И всё же мне хочется узнать про Лавку! Откуда Вы это знаете?
Юрий Митрофанович
В своё время работая в интуристе-это был закрытый город! А мой сменщик, которого я стажировал, привёз 11 англичан в Химки. Просто ему нужен был паспорт в командировку! И естественно это не прошло мимо К. Г. Б!
-Кентавр-
... но скажи-Сталинград это событие. Пишу, пототому что заглядывал, но промолчал. Привет.
Юрий Митрофанович
Привет. Кентавр! Слушай я ещё из того поколения, что помнит Отечественную!!!
Да мы с тобой и не так далеки по возрасту!!! И не только Отечественая! И Афганистан задевает!!! Рвался туда.будучи уже семьянином! Наверное плохо рвался!!!
-Кентавр-
Туда посылали... но не добровольцев... не думай... пока)
Юрий Митрофанович
Да нет, у нас был негласный набор!!! Предлагали! Почему я и говорю!
Лучше бы я сорвался!!!!
doberman1234444
Я ж из Саратова - космическая тема у нас иногда популярна - в школах просвящают. А этот материал про Луноходы нам давали - просто здесь более подробнее с техническими характеристиками из Яндекса и Википедии.
Супержурналист
И показали всему миру способность страны создавать высокотехнологичную продукцию!
Юрий Митрофанович
На сколько я помню изначально этот завод был мебельной фабрикой, изготавлиющей в основном табуретки и стулья!! Нас было шестеро -3 брата и три сестры, которые работали на Лавке! Я по простой причине даже не хочу высчитывать семейные года на Лавке!! Но на заводе каждый работал в своей теме!!! Работал слесарем и непосредстсвенно имел отношение к антеннам на луноходе! А друг.одноклассник, к луноходу!
Ну это вкратце!!!
Не просто Кот
Да, и дома, где рос, назывался мебельным посёлком..:-)
Потом улица была у Второй проходной Энгельса и сейчас осталась..
Юрий Митрофанович
Так я там и сейчас живу!!! Перед второй проходной был сад яблочный Сабитова! Мы туда лазили и не раз получали люлей! А с сыном его были друзья! Возле сада, непосредственно где мы жили, стояли сараи! Где мой старший брат держал ЯВУ мотоциккл! Слух, а если покапаться, может мы вместе лазили в сад? Мне даже интересно стало!!!
Не просто Кот
Ёёё, моЁ! Так я из Собитового сада яблоки воровал!
Это тот, что у Ленинградки, за железным забором с пиками на верху?!!!!!!!
А с другой стороны стояли наши дома.
В школе 8-й учился.., что на Маяковке..
Юрий Митрофанович
Так давай всё изначально! Сад был и со стороны ленинградки и со стороны ул. Пролетарской! Вот где мы и лазили!
У чился в 8 школе! Учился с 62 по 70 и ушёл на завод в 12 цех, где все мои работали, когда-то разделив 70 на 12 цех! Я же видел тебя! Только поговорить не удалось!!!
Ты всё по женщинам!!!
Не просто Кот
Я тоже в 8-й, но с 65-го по 75-й!
Василий Иванович директор..:-)))))
Юрий Митрофанович
Так всёравно надо обсудить!!! Я думаю немало найдётся общих друзей!!!
Не просто Кот
Да, конечно!..:=_
И если по стадиону "Новатор" есть наверно, я оттуда лет с 10 до 26 не вылезал.. Потом обженился и всё..:-)))))))
Юрий Митрофанович
Новатор! Я оттуда не вылезал! Занимался у тренера по лёгкой атлетике Виноградова! А потом водил туда детей!
Не просто Кот
Ёё! Так это по лёгкой атлетике, если не изменяет память! Так и я у него сначала, а потом у Исполиной, метание копья..
Юрий Митрофанович
Ну у меня проще-бокс.борьба и бег, прыжки в высоту! До метания копья не успел-ушёл в армию! Наверное!)
doberman1234444
Сам не понимаю - как я читать научился))) Трясите по поводу Лавки)
Супержурналист
Затаив дыхание, не вклинивалась в интересный разговор! Да, я знаю. что это за предприятие. Конечно. есть там друзья! Один из них - Юра Марков, не только был замечательным инженером и испытателем, но и стал большим космическим журналистом, писателем. Издал единственную в мире антологию космического юмора! Спец по всем вопросам. Кстати, уже знает про нашу группу!
А книга его выдержала несколько изданий и последнее осталось в 3-4 экз. в отдельных умных магазинах!
Супержурналист
Нет, не напрасны. И в своем деле вы не дилетант! Давеча Владимир Поповкин (это руководитель Роскосмоса) сказал, что набирается группа для полета на Луну в 2020 году! А эксперты посчитали бюджет проекта. Нашей стране в кооперации с друзьями - это по карману.
главбух бывший
Песня хорошая! Но сейчас о ней забыли. Во главу угла ставятся материальные блага. а романтика и духовность забыты напрочь, а жаль!
главбух бывший
Ну может еще кто-нибудь отыщет и принесет в дар! Надо подождать. Только вот сколько, вот в чем вопрос.
главбух бывший
Замечательно. И кто будет в данную группу подходяший, я имею в виду каковы будут критерии отбора. Ну здоровье это понятно, а возраст!
Супержурналист
Для главных бухгалтеров и финансистов нет ограничений...
главбух бывший
Это хорошо. Начинаю готовиться.:
!. Займусь здоровьем,
2. Нужно пополнить багаж знаний
3. Что с собой взять.
И еще вопрос:
а как насчет возможности вернуться.
Супержурналист
Если полетим в тридцатом году - вернемся. когда захотим... Раньше - не осмелюсь обещать... Только в составе спецконтингента в один конец... Им надо будет подготовить почву для нас... Почву, как в прямом. так и в переносном смысле...
главбух бывший
Когда захотим - отличная перспектива. А насчет почвы, сейчас сложно, но к 30-му году думаю все будет тип-топ.
Какая тема! Брависсимо!