Кадровые последствия скандала. Сердюков. Должен ли отвечать?

Леонид Ивашов: "Деятельность Сердюкова привела к развалу армии"

Президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник запаса Леонид Ивашов рассказал Firstnews об истинных причинах отставки Анатолия Сердюкова, о стратегии нового главы Минобороны и о тех задачах, которые стоят перед российской армией в ближайшей перспективе.
Многие эксперты отставку Сердюкова восприняли неоднозначно. Они признали его успехи в военной реформе, а главной причиной отставки называли коррупционный скандал. Как вы оцениваете его деятельность на посту министра обороны?


- Я не вижу ничего позитивного в деятельности Сердюкова на посту министра обороны, напротив, он привёл фактически к развалу армии. Эта безумная идея ликвидировать дивизии и заменить их бригадами, например. У нас в Забайкалье одна бригада, которая прикрывает границу в 3 тыс. километров. Да китайцы её могут просто не заметить. При Сердюкове фактически развалили военное образование, систему внешней разведки, науку, тыловое обеспечение.

Те успехи, которые ему приписывают – улучшение подготовки армии, лишение её несвойственных функций, повышение довольствия военнослужащих и обеспечения жильём – всё это произошло скорее за счёт дополнительных денежных вливаний и непосредственно правительства страны, а не конкретно благодаря Сердюкову.

С жильём вообще отдельная история, и если следователи займутся делом, к примеру ОАО "Славянка", то там будут выявлены ещё не такие хищения, как в "Оборонсервисе".

В результате кампании по обеспечению военных жильём получилось так, что 56 тыс. квартир, предназначенных для семей военнослужащих, оказались пустыми. Во-первых, многие просто оказались не подключены к основным коммуникациям и не пригодны для проживания.

Во-вторых, в большинстве районов кварталы не обеспечены необходимой социальной инфраструктурой, что также послужило поводом не заселяться в них семьям с детьми. И, наконец, махинации в самом Минобороны, когда квартиры выкупались в городах, где не было очередников или их число оказалось слишком завышенным.

Говорят, что повысили довольствие военнослужащим, но если учесть все сокращения по льготам, то оно в среднем сократилось в реальном выражении на 9,1 тыс. рублей. В выигрыше оказались только спецподразделения и военные из зон с тяжёлыми условиями службы.

К тому же ведомство Сердюкова было одно из самых коррумпированных. По данным и Счётной палаты, и специальной инспекции при Минобороны, и Военной прокуратуры при Сердюкове коррупция выросла в 4 раза, прирастая каждый год на 24%.

С чем вы связываете его отставку уже после формирования нового кабмина?
- Сердюкова ведь назначал Владимир Путин, как президент, но потом он на 4 года отошёл от этой сферы, занимая должность главы правительства и наблюдал за происходящим в оборонке со стороны. По сути за министерством никто не следил.

В администрации президента этот вопрос курировал Аркадий Дворкович, который кроме бизнеса ничего не понимает, Генштаб устранился, а Госдума и Совет Федерации хлопал в ладоши, радуясь успехам сердюковской реформы. Только Рогозин, придя в ОПК, начал разбираться с ситуацией и проводить разбирательства в этой сфере.

После возвращения на пост президента Путин активно стал следить за ситуацией, многие ему давали сведения о хищениях в Минобороны, я обращался к нему, но он мне долгое время не верил. Однако в определённый момент всё же понял весь масштаб хищений и увидел истинную картину происходящего, после чего и принял такое кадровое решение. Фактически провал оборонзаказа в 2011 году был предвестником этой отставки.

Как восприняли в армии приход Сергея Шойгу на пост министра обороны?
- В армии празднуют его назначение. Это профессионал своего дела, выходец из гражданской обороны, которая в Советское время была частью военного ведомства. Шойгу сделал из МЧС профессиональное эффективное ведомство, которое построено на дисциплине, на опытных кадрах, большая часть которых была из Минобороны.

С его приходом в Минобороны станет меньше коррупции, а его стремление улучшить состояние вооружённых сил, понимание социальных, образовательных и стратегических проблем даёт надежду, что после такого развала наша армия всё же воспрянет духом и станет эффективной.

Поддерживаете ли вы решение Шойгу сразу обновить руководство Генштаба?
- Полностью поддерживаю и желаю ему и его команде всяческих успехов. Что же до бывшего руководства, то наравне с Сердюковым они должны быть привлечены к ответственности за подрыв боеспособности армии и за хищения в особо крупных размерах, например, таковые есть в сфере обеспечения жильём.

Многие опасаются, что начатая при Сердюкове реформа будет свёрнута. Как в данной ситуации стоит лучше всего поступить новому министру?
- В офицерских кругах слово реформа вызывает содрогание. Начиная с Горбачева, мы уже 25 лет всё реформируем армию и никак не можем остановиться. Каждый министр приходит и начинает исправлять реформы предшественника. Ещё Сергей Иванов заявил, что реформа завершена, и тут пришёл Сердюков и начал очередной круг преобразований.

У моряков есть правильное решение в случае если корабль сбился с курса, даётся команда "стоп машина и осмотреться". На месте Сергея Шойгу я бы сделал именно это. Необходимо осмотреться и потом уже делать какие-то выгоды, а не бросаться сломя голову вновь чего-то реформировать. Именно такую позицию Шойгу сейчас и занял и, надеюсь, сделает правильные выводы.

А как же долгожданный переход к контрактной службе?
- Это просто маразм. Сначала уволили 150 тыс. офицеров одним росчерком пера, загубили военные институты прапорщиков и мичманов, а потом спохватились, что нам нужно порядка 70 тыс. офицеров на контракт.

Откуда их взять в нынешних условиях, особенно на флоте или в районах с суровым климатом. Правильно сделали на флоте, что многие командиры боевых кораблей сохранили мичманов, пригрозив не выйти в море в случае упразднения этих категорий военных. А ведь там стратегические технологии, ядерное оружие и сверхсекретные системы.

В экспертном сообществе есть мнение, что российской армии остаётся на модернизацию не более двух лет до 2014 года, после чего НАТО выведет войска из Афганистана и России вполне может угрожать исламистская волна. Согласны ли вы с этими прогнозами или есть ещё какие-то внешние угрозы, к которым следовало бы готовиться?
- Неправильно развивать армию под одну конкретную ситуацию. У нас эта тенденция наблюдается несколько лет. То мы готовили армию для борьбы с терроризмом, то после войны с Грузией, для войны с Грузией, теперь вот исламисты.

Армия – институт глобальный и универсальный, он должен функционировать более гибко и учитывать все риски.Экспертное сообщество должно для начала проанализировать ситуацию в мире, выявить все реальные и потенциальные угрозы.

Далее стоит проработать и принять по ним политические решения. Одни проблемы можно доверить решать МИДу, через переговоры, союзы и другие инструменты, другие вопросы решать политическими или даже экономическими способами, чтобы не допустить усиления или ослабления того или иного мирового игрока в интересах России.

А последняя часть – военные конфликты – уже должны прорабатываться военными и уже исходя из этих угроз выстраиваться дальнейшие направления развития российской армии, её тактика, оснащение, комплектование и все другие вопросы.



Источник: http://www.firstnews.ru/interview/405761/


 Комментарии здесь уместны:
Страницы: < предыдущая   
Показано с 301 по 315 из 315 комментариев
Страницы: < предыдущая   
1 2 3 4 5 6
Соседние темы:

Новые темы:
Поговорить  »  КОСМОС  »