Статья.
Учебные программы начальной школы до середины 80-х годов прошлого века строго следовали этому принципу: детей сначала знакомили с буквами и правилами, по которым из них складываются слова и далее — с правилами построения предложений и написания текстов. Зрительный метод обучения был нацелен на то, чтобы дети привыкали писать так, как видели, а не так, как слышали. Чтению учили так же наглядно, посредством составления из букв слогов и слов, и далее составлению из слов предложений. В результате, подавляющее большинство учащихся выпускных классов обычных общеобразовательных школ писало экзаменационное сочинение, делая на 10 страниц текста не более 2-4 ошибок. (Сегодня таких результатов достигают отдельные учащиеся гимназий, а про общеобразовательные школы и вообще говорить не приходится.) Однако этот метод обучения был признан неправильным, и были разработаны учебные программы, в основу которых был положен звуковой анализ речи.
Современные программы, основанные на фонематическом методе, обучают, в первую очередь, звуковому анализу речи, определению звукового состава слова. Только после этого детей знакомят с буквами и показывают, как переводить звуковой образ в буквенную запись, т.е. обучают детей писать так, как они слышат. И после этого мы удивляемся повальной неграмотности. Однако ни педагоги, ни психологи не подвергают сомнению качество учебной программы, но единодушны в том, что причина неграмотности — в недостатках развития фонематического слуха современных детей. И начинают развивать этот слух со старшей, а иногда и со средней группы детского сада. Современные дети в течение двух-трех лет до поступления в школу выполняют разнообразные упражнения, чтобы научиться выделять фонемы и анализировать звуковой состав слова, а логопеды помогают им преодолевать дефекты звукопроизношения. Миф о том, что фонематический слух абсолютно необходим при обучении чтению и грамотному письму, так утвердился за последние 20 лет, что уже никто не подвергает это положение сомнению. Считается, что даже буквы можно успешно усвоить только в том случае, если: 1) ребенок имеет четкий слуховой и артикуляционный образ звука, т.е. когда он звук дифференцирует, не смешивая с другими, что называется фонематическим восприятием; 2) ребенок имеет представление об обобщенном звуке речи, о фонеме, имеющей смыслоразличительное значение, и умеет выделять звуки из речи, т.е. проводить фонематический анализ (4 с. 152). Педагоги, логопеды, психологи убеждают родителей, что грамотное письмо невозможно, если до школы не сформировать у ребенка фонематический слух. И приводят в подтверждение своих слов неграмотность современных школьников.
Цитата:
Когда детей на начальном этапе формирования навыка чтения заставляют читать громко вслух и акцент делается на скорости, то тем самым тренируется только операция озвучивания текста, но осложняется его понимание. Любой ребенок скажет, что читать молча проще, но детям этого делать не дают. В итоге нередко происходит полное расщепление операций: дети обучаются бегло озвучивать тексты, абсолютно не понимая того, что они читают. При этом педагогическую проверку техники чтения учащиеся проходят без труда, и считается, что читать они умеют. Мы проводили специальные эксперименты, предлагая учащимся в конце 1-го класса и во 2-м классе, успешно сдавшим технику чтения, прочесть вслух два предложения из рассказа Рябчонок Е. Чарушина, входящего в серию рассказов про щенка Томку. В тексте шла речь о рябенькой курочке с хохолком на голове, а на иллюстрации к рассказу был нарисован щенок. Все учащиеся легко громко прочитывали эти два предложения, а на вопрос: Про кого говорится в тексте?, — уверенно отвечали — про собачку. Более того, мы просили детей пересказать прочитанный ими текст, и задавали тот же вопрос. Дети легко повторяли близко к тексту, почти наизусть эти два предложения и отвечали, что там говорится про собачку.
Полностью статья вот здесь:http://community.livejournal.com/chi...le=mine#cut...
Ваши мнения?
ЛиСко
Leksik, остыньте уже, а?...
Ну с Вашим образованием и жизненным опытом опуститься до таких слов?!.......
Не разочаровывайте меня окончательно.
Пожалуйста...:-)
Leksik
Ни очаровывать, ни разочаровывать Вас - задача не стоит.... не аргумент.
Остыну скоро! сама знаю, что градус вышел за норму:-))))
Спасибо!
Leksik
Ну то, что со мной на "пустом месте" - ясно.:-))))
С Молотковым (вроде такой ник, пусть извинят, если допустила ошибку) - не удалось:-)))
А когда я здесь увидела (и всё за такой короткий срок), то эмоции взяли верх....:-)))
Конечно, всё верно, чтобы не дай Бог, нанести псих. травму, наверное, лучше то сообщение удалить. ИМХО.
Мистер Икс
ее трудно понять, более того на разной возрастной базе тот же текст воспринимаетса по разному...что бы понять классику и ее смысл нужен жизненый опыт.
Ираника
Для каждого возраста - своя классика..)))
ЧУДО_вище
классика в любом возрасте понимаеться по разному....когда перечитываешь какое нибудь произведение, то воспринимаешь немного по другому...жизненный опыт очень влияет на восприятие....ну это я по себе сужу....
Snow Tracker
"Войну и мир" я в десятом классе начал и бросил. Сочинение написал по рецензии из учебника. Ну вот не тОркнуло и всё тут. Эти проходы на французском на полстраницы... Решил - вырасту, прочту. Вырос, прочёл. В 25 лет. Прочёл, получил массу удовольствия. Одна фраза "она была одета в платье цвета испуганной нимфы" чего стОит.
ЧУДО_вище
я классическую литературу до сих пор люблю!!!! правда уже редко перечитываю....к моему сожалению....
Красная шапочка_
С этим компьютером и почитать некогда:-)))
А с монитора не люблю.
ЧУДО_вище
особенно когда тут сидишь...))))))
но я выбираю вечера и читаю...редко очень...но бывает.....такая атмосфера....полностью погружаешься в читаемое произведение....это что-то! такой кайф!!!
Мистер Икс
Мы например с Бабушкой каждый вечер читали вслух, точнее она читала...разное чаще стихи Пушкина....а у вас сейчас хватит терпения читать со своими детьми каждый вечер???? так что вопрос надо ставить по другому Мы не уделяем должное внимание развитию своих детей!!!!
Мистер Икс
Э нет...коллективное семейно чтение это особая аура я вам скажу.
Красная шапочка_
У нас в семье каждый своё читал.
Не принято было семейное чтение.
evsal
Полностью вас поддерживаю. Мне больше всех читал дед. И больше всего - стихи. Я больше чем уверен, что благодаря этому я сам сейчас стихоплётствую
ЧУДО_вище
я часто своей сестре читаю.правда насильно....но стараюсь её увлечь.....
TatianaN
ха! моя бабушка на церковно-словянском читала...
TatianaN
ого-го... тока книжки те старинные куда-то подевались...
TatianaN
и где я была раньше, такая умная? почему не забрала себе их?
Ираника
Вооот... всегда кажется, что еще есть время....
evsal
у меня дед в этом специалистом был. Всё пытался меня научить, да не успел...
TatianaN
воть... даже до меня дошло, что нужно всё делать вовремя
evsal
Так ведь сердцу не прикажешь. В прямом смысле - помер рано как раз из-за сердца.
TatianaN
я про другую сторону: дети, внуки... на потом нам не нужно ничего откладывать, пока предки живы
evsal
Так это я про себя. А то что вы говорите - "по умолчанию". Я в отличие от бабушек, племянниц постоянно гоняю чтобы правильно говорили. Только левак пойдёт - заставляю (не совсем подходящее слово) несколько раз повторить, пока правильно не скажут.
Так и не придётся ничего откладывать, если всё это делать "в процессе". Я когда занмимаюсь своими делами, то всегда вовлекаюю девчонок. а если процесс предстваляет интерес, то и поясняю всё что не ясно. На данный момент пристают чтобы научил на шв.машине работать. Я ничего СПЕЦИАЛЬНО делать не буду. Зато мне сейчас нужно дошить шторы. И вот во время этого мы и будем упражняться.
РыЗиг
здорово..а меня не приучали, так жалко...пытаюсь нагнать сейчас...
Ната-соло
Надо больше читать наших русских классиков. Кроме грамотности есть ещё и замечательный слог. Тургенева, Куприна, да того же Пушкина. Ко всему прочему, это очень интересно читать. В школе многие манкировали чтением классики, а зря. Еще современный классик правописания и построения фраз Довлатов.
РыЗиг
Зимой Чехова перечитывала...очень понравилось..
Ната-соло
Вот Чехова я не очень люблю. То есть, мне очень нравиться, как он пишет и читать его - сплошное удовольствие. Но почему-то его произведения всегда вызывают грусть и уныние. Его персонажи такие жалкие, убогие. Веет какой-то безнадежностью. Вот у Довлатова персонажи тоже не герои, в привычном нам понимании, но от его рассказов просто ощущаешь какой-то позитив, желание жить.
ЧУДО_вище
ну грамотность это не вражденное)))) а всё таки приходит с опытом....
РыЗиг
тоже раньше так думала...
ну в принципе дочка учится хорошо..просто читает мало..
ЧУДО_вище
наследственная роль то же не мало важный фактор....
РыЗиг
вот...
у меня ее нет...вечно у меня ошибки...еще со школы...
ЧУДО_вище
та же фигня...))))
хоть и образование хороше....папы некудышние....))))))
РыЗиг
ну у меня в семье с образование усе в порядке...у всех вышка есть...только наличие диплома, не мешает делать граматические ошибки...
Ната-соло
Она просто очень всё быстро схватывает, хорошо обучаема. Грамотность, конечно, не может быть врожденной. Врожденной может быть способность быстро воспринимать и запоминать визуальный материал. Это просто хорошая зрительная память.
РыЗиг
Да пусть хоть как....у меня это всегда невнимательность...
Ната-соло
Вам просто потребуется больше времени для запоминания. Здесь уже важно количество. У меня, в общем-то и в школе не было проблем с правильным написанием, хотя правила знала довольно слабо. А потом ещё закрепилось тем, что какое-то время работала машинисткой - выработалась привычка к редактированию текстов, постоянной работе со словарями. Теперь-то всё просто - в Яндексе, в Wordе заложена программа правописания.
РыЗиг
Я тоже секретарем была...но как-то у меня не сложилось с правописание...
Ната-соло
Мне приходилось довольно много печать документов, составленных, мягко говоря, не слишком грамотными людьми. Все время пользоваться словарем в сомнительных случаях.
РыЗиг
Аааа...у меня директор сам проверял...и делал замечания...
Ната-соло
А я директора проверяла - сам просил)))
РыЗиг
Ну вот, поэтому я и не научилась, к сожалению, но я это осознаю и все время страюсь работать над этим.
Показано с 61 по 120 из 183 комментариев
А я то думал, почему у меня проблемы - оказываетса учили не тому)))))) но справедливости ради к первому классу насколько я помню 100 стр. интересной книжки мне хватало на ночь, когда родители не замечали и не забирали)))))